Спустя семь месяцев после катастрофы под Ярославлем самолета Як-42 Космический центр им. М.В. Хруничева, владелец погибшего "Яка", не только не получил денег, но еще даже не выразил желания их получить. Центру Хруничева как выгодоприобретателю по страховому договору КАСКО, заключенному между страховщиком "Лексгарант" и перевозчиком "Як-Сервис", полагается страховка (несколько менее $1 млн). Но для этого "Хруничев" должен обратиться в страховую компанию.
Обычно процесс оформления и выплаты страхового возмещения с момента подачи заявления занимает не более месяца. Однако космическое госпредприятие за страховкой пока не обращалось, рассказали в "Лексгаранте". В самом Центре Хруничева это объясняют бюрократическими процедурами и заверяют, что находятся по данному вопросу в тесном контакте со всеми необходимыми инстанциями и организациями.
— Ожидаем окончания расследования Следственным комитетом и получения необходимых документов для исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов и списания с бухгалтерского учета погибшего судна. Только после этого можно будет обращаться в страховую компанию за осуществлением страховой выплаты, — пояснил "Известиям" представитель компании Александр Бобренев.
Из результатов расследования на сегодня есть только заключение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) от 2 ноября 2011 года, в котором говорится, что, по мнению технической комиссии, "непосредственной причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей в процессе взлета (ноги на тормозных площадках)". Окончательного отчета МАКа и итогов расследования правоохранительных органов пока нет.
С просьбой ускорить подготовку отчета о расследовании Центр Хруничева, по данным источника "Известий", в конце прошлого года даже обращался в МАК, направив туда соответствующее письмо. В нем говорилось, что предприятие несет экономические потери из-за невозможности получить выплату. В ответ МАК попросил Российскую ассоциацию авиационных и космических страховщиков (РААКС) разъяснить всем позицию комитета. В МАКе полагают, что принятие решения о том, является ли событие страховым случаем или нет, не должно зависеть от итогов технического расследования. В РААКС с этим согласились и рекомендовали страховым компаниям не связывать сроки выплат в авиации с окончанием официальных расследований, что позволяет надолго затягивать выплаты.
— Ассоциация может давать только рекомендации, но каждая компания действует, исходя только из своих правил страхования. В наших правилах есть лишь общая фраза о наличии заключения компетентного органа, без уточнения какого именно. Когда к нам обратится владелец Як-42, будем разбираться с его заявлением. Мы готовы произвести выплаты, когда получим соответствующие документы, — отметил представитель "Лексгаранта".
Будет ли страховщик настаивать на отчете Следственного комитета, собеседник "Известий" затруднился ответить, сказав, что "все зависит от ситуации". Например, когда в 1994 году под Междуреченском потерпел катастрофу самолет A310, выплаты владельцу самолета "Лексгарант" произвел уже в течение месяца, то есть намного раньше появления официальных итогов расследования. В любом случае у Центра Хруничева право обратиться за денежным возмещением своего ущерба будет сохраняться в течение нескольких лет.
Эксперты отмечают, что у космического центра нет обязательств по страховому договору, поскольку он является лишь выгодоприобреталем. Таким образом, в случае установления вины авиакомпании это никак не лишает выгодоприобретателя прав на возмещение средств. Но, с другой стороны, если будет установлено, что катастрофа произошла, например, из-за неисправного технического состояния самолета, то это может повлиять на выплату возмещения. Более того, возможны варианты, когда Центру Хруничева придется вернуть часть денег страховщикам, ведь это центр как владелец в том числе несет ответственность за свой самолет.
Разбившийся Як-42 совершал международный чартерный рейс по маршруту Ярославль-Минск. Он должен был перевезти хоккеистов "Локомотива" на стартовый матч сезона в КХЛ с минским "Динамо". Костяк ярославской команды составляли россияне, также на борту находились хоккеисты из Швеции, Украины, Чехии, Словакии, Германии, Белоруссии, Латвии. Из 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжил один человек.
Источник: Известия