Откроют запасной аэродром

Доля внутренних российских перевозок регулярно сокращается. Стагнация местных перевозок приобретает устойчивый характер, поскольку объемы перевозок в местном сообщении на протяжении последнего десятилетия немногим превышают полтора миллиона человек. Как изменить сложившуюся ситуацию, рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

— ФАС предлагает вернуть в оборот ранее закрытые аэропорты. Зачем?

— Сейчас в России 315 аэропортов, из которых успешно работают только 117. За последние полтора-два года закрылось 17 аэропортов. В результате региональные и местные сети сократились, что существенно ограничивает возможности по транспортной доступности граждан внутри РФ. Поэтому возвращать в работу закрытые региональные аэропорты необходимо. Как минимум в два раза нужно увеличить количество региональных аэропортов, чтобы иметь возможность наращивать региональные и местные авиаперевозки. За период с 1990 года по настоящее время доля региональных перевозок сократилась многократно. Если раньше она составляла 25%, то сейчас лишь 2%. Ситуация для страны с такими масштабами, как Россия, недопустима. Пассажиры чаще летают за границу и не могут летать внутри регионов.

— Откуда возьмутся средства на возрождение аэропортов?

— Мы провели анализ всех аэропортов страны и определили, сколько стоит в них обслуживание. Выяснилось, что в малых аэропортах стоимость обслуживания примерно в 2 — 4 раза выше, чем в крупных аэропортах, и это несмотря на то, что в малых аэропортах авиакомпания получает и малый набор услуг, и качество их ниже. Проанализировав ситуацию, поняли, что такая дифференциация происходит из-за того, что в России применяются устаревшие системы сертификации аэропортов и устаревшая система их проектирования. К примеру, в российском аэропорту одни требования по ограждениям, по численности персонала, а за рубежом совершенно другие, исходя из новых модернизированных систем обслуживания в аэропортах. К примеру, за рубежом в аэропорту с проходимостью около 100 тыс. пассажиров в год обслуживающий персонал составляет всего 4 человека. В России в подобном аэропорту количество персонала на порядок, а то и на два выше. Чтобы выяснить, какие средства необходимы для поддержания инфраструктуры аэропорта, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: насколько рациональны расходы, которые сейчас несут аэропорты? Резерв существенного сокращения этих расходов есть. Причем с учетом этого сокращения мы снижаем и барьеры входа на этот рынок новых потенциальных инвесторов, будь то государственные организации или частные компании.

Читайте также  "Газпромавиа" проводит тендер на поставку оборудования для аэропорта "Остафьево"

— В чем суть предложений?

— Они сводятся к следующему: провести инвентаризацию аэропортов с целью выяснить, какие из них могут быть возвращены и какие организации могут заняться их эксплуатацией. Изменить систему проектирования, сертификации и эксплуатации аэропортов и аэродромов путем разработки и внедрения дифференцированных в зависимости от степени сложности и объемов работы требований и процедур, имеющих своим результатом существенное снижение расходов по содержанию аэропортов с невысокой интенсивностью полетов, для того чтобы больше авиакомпаний могло приходить на маршрутную сеть России.

— Насколько важны региональные перевозки?

— Региональные авиаперевозки нельзя рассматривать в отрыве от общей системы воздушного сообщения, их развитие напрямую связано с активностью магистральных перевозок и формированием сети узловых аэропортов. В последнее время был принят ряд решений по поддержке региональной и местной авиации, в частности, о выделении субсидий, сейчас обсуждается вопрос о необходимости снижения пошлин для воздушных судов малой вместимости. За последние годы сложилась принципиально иная, в отличие от той, что существовала еще двадцать лет назад, структура перевозок. Для этой структуры характерна растущая концентрация перевозок через Московский авиационный узел при резком сокращении доли региональных и местных перевозок в общем объеме авиатранспортной работы, а также слабые внутристрановые транспортные коммуникации и низкий уровень развития конкуренции на маршрутах. В настоящее время основной пассажиропоток в сфере воздушных сообщений концентрируется на магистральных направлениях, представленных высоким числом конкурирующих авиакомпаний с более высокой коммерческой загрузкой воздушных судов. Сегодня более 75% перевозок выполняется через Москву. Доля зарубежных отправок превышает перевозки между округами по всем направлениям в СЗФО и ЦФО (кратно). Превышение зарубежных направлений над внутренними (за исключением перевозок по направлениям в ЦФО) отмечается в ПФО, СФО и ЮФО. ДФО единственный округ, в котором внутренние перевозки (1 млн чел.) значительно превышают объемы внешних воздушных коммуникаций. Минимальные внутренние объемы перевозок в ПФО всего около 100 тыс. человек. Чуть больше в ЮФО — более 150 тыс. человек. Происходит разрыв внутренних связей внутри РФ. Это явление неприемлемо, поскольку нарушается единство транспортного пространства РФ. Хуже того, оно создает угрозы дезинтеграции страны.

Читайте также  «Аэропорт Благовещенск» увеличил бизнес-трафик

— Важная характеристика рынка авиаперевозок — развитая конкуренция. Как у нас с этим обстоят дела?

— Проведенный ФАС полномасштабный анализ деятельности 90 авиакомпаний на 3100 маршрутах показал, что свыше 70% направлений обслуживает по 1 — 2 перевозчика. Учитывая то, что конкуренция является фактором, напрямую влияющим на уровень тарифов, отсутствие конкуренции, характерное для маршрутов с низким пассажиропотоком, а это прежде всего региональные и местные линии, имеет своим результатом рост тарифов и снижение транспортной доступности.

— На каких видах самолетов будут осуществляться региональные авиаперелеты?

— Воздушные суда малой вместимости — это еще одна проблема региональных авиаперевозок. Сейчас основу парка этих перевозок составляют самолеты Ан-24, Ан-26, Як-40, Як-42 и Ту-134. Парк очень старый, срок службы самолетов насчитывает несколько десятков лет. Их модернизация требует значительных финансовых вложений, и достаточно сложно ее сейчас реализовать. Необходимых поступлений новых воздушных судов малой вместимости пока не обеспечено. Те меры, которые были приняты недавно правительством, важны, но пока их недостаточно.

— По предложениям ФАС правительственной комиссии по транспорту по развитию рынка авиаперевозок в РФ уже есть какие-либо решения?

— Наши предложения включали в себя комплекс мер по развитию внутреннего рынка, они касались стимулирования воздушных перевозок, развития аэропортовой инфраструктуры, дальнейшего устранения барьеров доступа на рынок. В частности, нужно изменить структуру, а именно обеспечить опережающий рост региональных и местных перевозок, необходимость опережающего роста низкотарифных перевозок, бизнес-авиации, включая такси, а также грузовые перевозки, развивать аэропортовую инфраструктуру. Основной акцент мы сделали в том числе на развитие региональной и местной авиации, а также на развитие воздушного сообщения со странами СНГ. Часть решений уже приняты, часть находится в стадии принятия или обсуждения. Не так давно председатель правительства говорил о необходимости отмены пошлин для судов малой вместимости. Мы полагаем, что многие решения должны быть приняты в ближайшее время и будут кардинальными. Косметическими мерами не обойтись. Чтобы использовать средства, направляемые на эти цели, рационально, надо начинать с изменения нормативных требований к аэропортам с соблюдением современных требований безопасности, но в то же время с обеспечением современных требований экономической эффективности.

Читайте также  ТАИФ выиграл в воздушном бою у «Ак Барс Холдинга»

Источник: Российская Бизнес-газета

Добавить комментарий