10 лет назад в Татарстане появился первый бизнес-джет

Авиаторы Республики Татарстан отмечают 10-летие начала эксплуатации в республике первого бизнес-джета, то есть, по сути, юбилей деловой авиации Татарстана. С этого самолета началось и сотрудничество РТ с канадским авиапроизводителем Bombardier. В результате сегодня машины этого концерна — рабочие лошадки авиакомпании «Ак Барс Аэро» (АБА). Впрочем, как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный директор авиаперевозчика Петр Трубаев (отметим, что тем самым он прервал негласное табу на общение с прессой, которое было введено в АБА с начала года), оставаться только в сегменте самолетов этой размерности — тупиковый вариант.

КУДА ПРИВЕЛИ ТЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С BOMBARDIER

Сегодня в РТ деловые самолеты и вертолеты эксплуатируют три авиакомпании — ОАО «Ак Барс Аэро», ООО «Тулпар Эйр» и ОАО «Казанское авиапредприятие». Но первой бизнес-джет получило ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ), ныне, увы, фактически почившее в бозе. В конце прошлой недели в АБА круглую дату отметили небольшим собранием коллектива (авиакомпания все-таки правопреемник АКТ на посту главного авиаперевозчика республики). Приобретение этого джета предложено считать началом бизнес-авиации РТ.

Генеральный директор АБА Петр Трубаев напомнил, что АКТ провела огромную работу, чтобы получить первый бизнес-джет. После этого пошел качественный рост: сегодня 25 воздушных судов — «прямых исполнителей деловых полетов»: 9 самолетов и 16 вертолетов. Год назад началась эксплуатация одного из самых современных бизнес-джетов — Falcon7X (на нем летает президент РТ) от французской компании Dassault. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Трубаев подтвердил, что и пришедший в начале года в республику новый Challenger 605 эксплуатируется АБА.

По словам Трубаева, с первого джета и начались серьезные отношения Татарстана и компании Bombardier. Именно поэтому за основу парка АБА были взяты Bombardier CRJ200, а не Embraer 145 или Ан-148, которые тоже были претендентами. «Хорошие отношения с Bombardier позволили остановить выбор на CRJ», — уточнил Трубаев и отметил, что в области вертолетов столь же тесные отношения у РТ сложились с американской компанией Bell (гражданские вертолеты этой марки производятся в Канаде).

АВИАЦИЯ «ДОВЕРЕННЫХ ЛЮДЕЙ»

Трубаев заверил, что у АБА одна из самых лучших российских баз деловой авиации — лучше, может быть, только у специального летного отряда «Россия», обеспечивающего российское правительство. Во многом благодаря этому за 10 лет у АКТ и АБА серьезных инцидентов по части деловой авиации не было.

Читайте также  У ИФК появилась деловая вариация Ан-148

Гендиректор АБА отметил, что в структуре выручки АБА сектор деловой авиации имеет занимает 25%, а в ближайшее время станет 30%. «Полетов все больше, заказы очень серьезные», — констатировал Трубаев. Поэтому, по его словам, совет директоров АБА и решил выделить бизнес-авиацию в отдельную структуру — компания «Авиасервис» (сегодня идет работа по получению свидетельства эксплуатанта). Кстати, на собрании выступил и гендиректор нового перевозчика Валерий Портнов. Он был одним из первых пилотов, осваивавших тот первый Challenger 604. «Мы оказались первыми русскими в учебном центре Bombardier, — припомнил он. — Сначала на нас смотрели с недоверием: «Посмотрим, каковы русские». Было тяжело, но мы знали, что нам никто не поможет».

Трубаев подчеркнул, что услугами бизнес-авиации активно пользуется правительство РТ, и поблагодарил его и непосредственно куратора темы — руководителя аппарата кабмина РТ Шамиля Гафарова за участие. И кстати, руководитель АБА упомянул, что бизнес-авиация — такая сфера деятельности, где не принято громко говорить о том, чей самолет, куда он летит. «Персонал проходит определенный вид проверок, — рассказал он, — получает специфические допуска. Люди абсолютно доверенные».

ДЕЛОВОЙ ЯК-40 ВСЕ ЕЩЕ В СТРОЮ

Отметим, что повышенная секретность в РТ сопровождает и деятельность авиации вполне себе обычной, коммерческой. Прояснить некоторые вопросы «БИЗНЕС Online» попыталась у Трубаева.

— Петр Владимирович, говорят, что «Авиасервису» будет проблематично получить сертификат эксплуатанта…

— Да, после ярославской катастрофы (катастрофа Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив» — авт.) новые авиакомпании почти не регистрировались. Отголоски еще есть.

— «Авиасервис» — 100-процентная «дочка» «Ак Барс Аэро». В какой степени будете влиять на ее деятельность?

— Влиять особо не планируем.

— В вашем бизнес-парке есть довольно экзотический для российских авиакомпаний и четырехместный «Даймонд». Кто на нем летает?

— В основном правительство — использует для оперативного решения вопросов. И самолет востребован. Сравните: до Самары на машине ехать 5 — 6 часов, на «Даймонде» — час.

— Як-40 в вашем парке еще остались?

— Да, один, в VIP-варианте, и планируем эксплуатировать его и дальше. В нашем свидетельстве эксплуатанта есть еще два Як-40 наших партнеров, которые в Москве летают под нашим флагом.

Читайте также  Московским аэропортам угрожает нашествие пернатых.

— С авиаброкерами имеете дело?

— Да, используем некоторые бизнес-джеты на коммерческих линиях. Это для нас дополнительный доход.

— Сколько бизнес-джетов принадлежит АБА, а сколько только находится у вас в эксплуатации?

— Не хотелось бы раскрывать эту информацию.

— Приобретение новых бизнес-джетов планируется?

— На данном этапе такой задачи нет — надо привести в нормальное состояние существующий флот: Bombardier, Cessna, чтобы как можно больше было летающих (напомним, коммерческий директор АБА Феликс Козлов недавно рассказал «БИЗНЕС Online», что сегодня на крыле 9 из 15 CRJ-200 и 5 из 15 Cessna Grand Caravan — авт.).

Тимур Латыпов

Источник: БИЗНЕС Online

Добавить комментарий