ЦИАМ и СибНИА начали готовить самолет для испытаний гибридной силовой установки

Создание гибридных силовых установок (ГСУ) – одно из ведущих направлений развития авиационной техники, которое может существенно повлиять на облик летательных аппаратов будущего. На исследования и разработку ГСУ направлены усилия практически всех ведущих авиационных научных и промышленных центров мира. В перспективе ГСУ позволят существенно сократить удельный расход топлива и вредные выбросы.

Как сообщили в пресс-службе Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), по результатам конкурса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, проведённого в январе 2020 года, ЦИАМ был выбран головным исполнителем научно-исследовательской работы (НИР) «Электролет СУ-2020».

НИР «Электролет СУ-2020» рассчитана на три года и является продолжением НИР «Электролет СУ», которая была успешно завершена в 2019 году наземными испытаниями разработанного в ЦИАМ демонстратора гибридной силовой установки.

Теперь на очереди подготовка летающей лаборатории, на которой будет испытана ГСУ с электродвигателем в составе, работы в этом направлении уже ведутся. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ЦИАМ.

В середине марта представители ЦИАМ в составе экспертной делегации посетили СибНИА им. Чаплыгина, где осмотрели летающую лабораторию на базе самолета Як-40, на которой планируется провести испытания демонстратора гибридной силовой установки. «Летные испытания планируется провести в 2022 году», — сказали в институте.

Для летных испытаний один из трех двигателей Як-40, заменят на турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором, разработанным совместно с Уфимским авиационным техническим университетом.

В носу летающей лаборатории будет установлен электродвигатель, использующий эффект высокотемпературной сверхпроводимости и криогенную систему.

Высокотемпературный сверхпроводящий электроэнергетический комплекс разработан ЗАО «СуперОкс» по заказу Фонда перспективных исследований. Он обеспечит более высокие удельную мощность и КПД электрических компонентов (электродвигателей, генераторов, силовых шин передачи электроэнергии) гибридной силовой установки по сравнению с традиционным электротехническим оборудованием. В салоне самолета будут установлены аккумуляторы и блоки системы управления. Там же оборудуют места для инженеров-испытателей.

Читайте также  Обзор парка деловых воздушных судов, контролируемых российскими владельцами.

Уровень отечественных технологий в этой области соответствует, а по некоторым направлениям превосходит общемировой. В частности, в России производятся современные высокотемпературные сверхпроводящие ленты второго поколения. Выполнен ряд работ по созданию демонстраторов, включая первый в мире электрический двигатель мощностью 500 кВт с использованием таких лент.

«Есть все основания считать, что только подобная технология позволит в перспективе создавать электрические двигатели и генераторы мощностью 10-20 мегаватт для гибридных силовых установок ближне- и среднемагистральных самолетов, – пояснил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. – В рамках новой НИР будут проведены доработка демонстратора гибридной силовой установки с учетом данных, полученных в ходе наземных испытаний, и его испытания в составе летательного аппарата».

Добавить комментарий