Bentley, Lexus LX 570, Land Rover Defender, Maybach и автоприцеп — такие личные транспортные средства перечислил сенатор, единоросс, член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Пичугов в декларации о доходах за 2012 год. Совокупный доход семьи Пичуговых, по этой декларации, составил 523,56 млн рублей, с ним чиновник занял третью строчку в составленном Forbes рейтинге самых богатых семей Совета Федерации.
Правда, Forbes обнаружил еще одно средство передвижения, которое может иметь отношение к сенатору от Ханты-Мансийского округа (ХМАО), — бизнеc-джет Gulfstream G450 стоимостью $40,5 млн.
56-летний Пичугов представляет ХМАО в Совете Федерации с 2006 года. До этого в течение двух лет он возглавлял администрацию Нижневартовского района ХМАО, а еще раньше был руководителем компании «Аганнефтегазгеология», которую в 2005 году купила «Русснефть» Михаила Гуцериева.
Недавно Пичугов упоминался в истории с так называемыми золотыми кренделями: в этот список чиновников, совмещающих госдеятельность с бизнесом, его включил депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков.
В распоряжении Forbes оказалась копия письма гендиректора крупнейшего финского частного авиаперевозчика Airfix Aviation Мийки Инкиляйнена от 11 апреля 2013 года, который поздравляет «господина Пичугова» с получением нового воздушного судна типа Gulfstream 450 и говорит, что компания гордится возможностью осуществления полетов на данном самолете. Gulfstream в письме называется «Вашим новым воздушным судном» и «Вашим самолетом».
Сам Пичугов заявил Forbes, что письма от Инкиляйнена с описанными поздравлениями не получал. По словам Пичугова, он владельцем G450 не является и «никаких документов о том, что участвовал в сделке по приобретению самолета, нет».
Forbes попробовал разобраться, кому же достался новый Gulfstream.
Бизнес-джет для 30-летнего помощника
Несколько знакомых Пичугова рассказывают, что самолет был заказан в интересах сенатора еще в 2011 году. Он хотел Gulfstreаm, потому что это лучший джет в бизнес-авиации на сегодня, уточняет один из них. Судно изготавливали в Америке, окончательная сборка проходила на заводе в городе Саванна (там, в штате Джорджия, находится сборочное производство Gulfstream), рассказывает знакомый сенатора. Это первый самолет, на котором летает Пичугов, уточняет он.
У Forbes есть копия договора о продаже летательного аппарата — выпущенный 14 февраля 2011 года, он стоил $40 505 000, но с учетом скидки достался покупателю — компании Marbale Universal Corp. с Виргинских островов — за $32 650 000. Со стороны Gulfstream Aerospace Corporation его подписал Ричард Чаридло, со стороны Marbale — некто Василий Коколов.
Позже G450 был перерегистрирован на другой офшор с Британских Виргинских островов — компанию Avia Group Ltd («Авиа групп»), рассказывает знакомый Пичугова. Документы (есть у Forbes), описывающие комплектацию самолета, подписаны 12 июня 2012 года уже между корпорацией Gulfstream и «Авиа групп» в лице того же Коколова. Компания Gulfstream не ответила на вопросы Forbes.
По словам знакомого Пичугова, на тот момент сенатор мог являться бенефициаром обоих офшоров, участвовавших в сделках с самолетом. Пичугов заявил Forbes, что «сейчас никакого отношения к компаниям Marbale Universal Corp. и Avia Group Ltd не имеет». Вопрос, о том, был ли он как-то связан с этими компаниями ранее, Пичугов оставил без комментариев. По его словам, он не имеет иностранных активов «на 12 июня 2013 года». В мае 2013 года сенатор действительно сообщал, что избавился от иностранных счетов раньше срока, установленного недавно принятым законом, хотя это и доставило ему «неудобства». «Ничего страшного. Неудобно на боку спать, будем спать на спине», — заявил он.
Интересна переписка Коколова с представителями компании-посредника Capital Legal Service (CLS) и Gulfstream (есть в распоряжении Forbes), в которой упоминается Пичугов как интересант в покупке самолета. В частности, Коколов договаривается о встрече между Пичуговым и сотрудниками CLS и Gulfstream для подписания договора и его оплаты, спрашивает о возможности получения скидки и обсуждает пункты договора, не устроившие Пичугова. Также у Forbes есть письмо о намерениях от компании Gulfstream, направленное Пичугову для совершения сделки по покупке все того же Gulfstream G450.
Коколов фигурировал в российских СМИ как помощник сенатора Пичугова. Он гендиректор ООО «Владение-1» (данные «СПАРК-Интерфакс»), а владелец этой компании — как раз Marbale Universal Corp. Коколов возглавляет также ООО «Джей Ви Пи Инвест», собственником которой является ООО «Инвест-Ойл», принадлежащая Пичугову (по его словам, бизнес на время сенаторства находится в доверительном управлении).
Коколов молод для обладателя бизнес-джета, в январе ему исполнилось 30 лет. На его странице во «Вконтакте» указано, что в 2000 году он окончил школу в городе Мегионе (ХМАО), а в 2005-м — получил диплом в краснодарском филиале Российской экономической академии им. Плеханова.
С корреспондентом Forbes Коколов общаться отказался, хотя раньше был более публичен. Он в частности, комментировал новости как представитель Пичугова и упоминался в региональной прессе.
Борт «Яков-Виктор-Анна»
Тем временем Gulfstream, о покупке которого договаривался Коколов, совершил несколько испытательных полетов и был отправлен в Финляндию — там владелец решил зарегистрировать джет, говорит знакомый сенатора. Компанией-оператором G450 стала финская Airfix Aviation, принадлежащая фонду Volga Resources Геннадия Тимченко (№9 в списке Forbes, $14,1 млрд).
В Россию самолет прилетел в феврале 2013 года и базируется во Внуково-3, рассказывает знакомый Пичугова. Судно получило регистрационный номер OH-JVA, который можно расшифровать как Jacob Viktor Anna, рассказывает источник, близкий к сенатору: Яков — это сын Пичугова, Виктор — собственно сам Пичугов, Анна — его жена (кстати, например, компания Пичугова «Джей Ви Пи Инвест» (JVP) расшифровывается как Яков, Виктор Пичуговы). Использование собственных инициалов или инициалов близких людей в бортовом номере самолета — характерная черта российских бизнесменов, они задали моду на то, чтобы так указать на принадлежность судна, говорит руководитель авиационного информагентства BizavNews Дмитрий Петроченко. Так, в номере самолета Алишера Усманова зашифровано имя отца миллиардера, а у Тимченко — его инициалы.
Представитель Airfix Aviation сообщил, что в компании не комментируют вопросы, связанные с клиентскими отношениями. Источник, близкий к Airfix, сообщил, что самолет действительно будет эксплуатироваться в интересах российского клиента. Пичугов же утверждает, что между ним и Airfix существует только договор на приобретение более ста летных часов «на подобной марке самолета».
Первый рейс самолет совершил 16 апреля 2013 года, рассказал источник, близкий к Airfix. По словам знакомого Пичугова, с тех пор сенатор довольно активно пользуется воздушным транспортом — летает три-четыре раза в месяц, чаще всего в Лондон, поскольку, как предполагает собеседник, у него там особняк, учится сын, и семья на лето переехала туда. Данных о местопребывании семьи сенатора в открытых источниках нет, дом в Великобритании действительно задекларирован.
В России популярные направления — Челябинск, Ханты-Мансийск и Нижневартовск (туда сенатор летает, в частности, на охоту), а отдыхать — в Ниццу. В самолете есть все и для бизнеса, и для развлечений, подтверждает источник, близкий к Airfix: «Это элитная версия судна, там просто бешеный (по скорости. — Forbes) интернет, возможность связаться с любой точкой мира, 3D-телевизор».
Кабина экипажа G450 называется Plane View, сообщается в документации этого самолета на сайте производителя. Ее технологический уровень был признан наивысшим в деловой авиации. Самолет оснащен огромными иллюминаторами, системой вентиляции, подающей приточный свежий воздух, развлекательной видео-аудиосистемой с жидкокристаллическими видеомониторами, которая включается одним прикосновением, а также факсимильным аппаратом с принтером и системой спутниковой связи с беспроводными телефонными трубками. Интерьер бортовой кухни создан вручную мастерами-краснодеревщиками.
G450 с легкостью доставит вас из Далласа в Париж, сообщает официальный сайт Gulfstream в России. Лайнер может совершить беспосадочный перелет Москва — Нью-Йорк с 8 пассажирами на борту, добавляет Петроченко. Максимальная скорость судна — 850 км/ч (для сравнения: крейсерская скорость Boeing-737 — 900 км/час).
«Если сравнивать самолет с машинами, это примерно как тюнингованный BMW, в классе бизнес-джетов с ультрадальностью он входит в топ-пять», — одобрительно говорит Петроченко. По его словам, в российском реестре зарегистрирован только один подобный самолет Gulfstream — G-IV-SP (более ранняя версия G450), его эксплуатирует компания «Ютэйр» в интересах «Сургутнефтегаза».
Новая мода чиновников
В 2012 году Пичугов оказался на третьей строчке по уровню доходов среди членов Совета Федерации: совокупный доход его семьи составил 524,21 млн рублей, из которых почти все — 523,56 млн рублей — личный доход сенатора. В декларации Пичугов отчитался о четырех жилых домах, один из которых находится в Великобритании, четырех земельных участках площадью от 960 до 1500 кв. м, а также шести квартирах (одна в Монако), двух гаражах и двух лесных участках. Его жене принадлежит Porsche Cayenne S и квартира площадью 145,1 кв. м.
О личном самолете упомянуто не было. Его стоимость со скидкой — 1,012 млрд рублей — в два раза больше официального дохода сенатора. В 2010 году, посещая Нижневартовск, сенатор раскрыл журналистам секрет своего финансового успеха: «Надо много работать и учиться. Работать не два, не три, не четыре месяца… Я работал 25 лет и получил три высших образования. Плюс немного удачи. Вот и весь секрет».
По словам главы российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, любая информация, указывающая на возможное расхождение задекларированных высшим должностным лицом сведений с реальностью, может стать поводом для проверки уполномоченными на это организациями — в первую очередь президиумом совета при президенте по противодействию коррупции. Приобретение самолета помощником сенатора тоже может являться таким поводом — не факт, что помощник чиновника обладает таким доходом, который позволит купить самолет.
Пока что вопросы Forbes, направленные в комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности и в президиум по противодействию коррупции остались без ответа.
С конца прошлого года Госдуму и Совет Федерации потрясла серия отставок депутатов и сенаторов, которые либо не захотели расставаться с иностранными активами и своей бизнес-деятельностью, либо были пойманы на владении незадекларированным имуществом. В частности, глава думского комитета по этике Владимир Пехтин сложил полномочия из-за обвинений, прозвучавших в его адрес со стороны оппозиционера Алексея Навального. Тот заявил, что у Пехтина есть незадекларированная недвижимость в США. Сам депутат подчеркнул, что претензии не обоснованы, но решил уйти, чтобы «спасти партию «Единая Россия», членом которой он является, от необоснованных нападок. В апреле Совет Федерации досрочно прекратил полномочия сенатора от Ленинградской области Андрея Молчанова, который стал пятым сенатором, досрочно сдавшим мандат с начала 2013 года. Ранее из верхней палаты парламента ушли Борис Шпигель, экс-глава «Минудобрений» Николай Ольшанский и экс-банкир Виталий Малкин.
Собеседник в руководстве верхней палаты говорит, что до 1 июля, когда сенаторы должны будут расстаться с иностранными активами, возможны новые отставки. Он признает, что серия антикоррупционных законов привела к появлению «новой моды» среди обеспеченных избранников — регистрировать имущество и сделки на взрослых детей (их доходы и имущество не подлежат декларированию по закону) и помощников, с которыми может заключаться нотариальный договор. Меры реагирования на эту практику собеседник назвать затруднился.
Источник: Forbes.ru