Азат Хаким: «Время «понтов» в деловой авиации проходит»

Столица Республики Татарстан занимает третье — после Москвы и Петербурга — место по размаху деятельности бизнес-авиации. Татарстанские частные лица и компании владеют примерно 15 бизнес-джетами и 30 вертолетами. Во многом поэтому очередной форум деловой авиации решено провести (9–10 августа) здесь. В преддверии него председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким рассказал «БИЗНЕС Online», какие самолеты ныне популярны у частников и есть ли у «Ансата» шанс встать в один ряд с «Белл» и «Леонардо».

…И СОВЕРШИТЬ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ НА БИЗНЕС-ДЖЕТЕ

— Азат Муртазович, почему форум проходит в Казани? Что здесь такого «бизнес-авиационного», что привлекло внимание Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА)?

— Долгое время Казань по деловой авиации занимала второе — после Москвы — место. Это изменилось, только когда в Петербург переехал «Газпром» и его структуры — второе место оказалось у Северной столицы. Но мы точно на третьем.

— По каким параметрам оцениваете?

— По имеющимся здесь воздушным судам, количеству прилетов и вылетов бизнес-назначения и активности участников рынка. Сегодня чисто бизнес-перевозками в Татарстане занимаются «Авиасервис» и «Тулпар Эйр». «Тулпар Экспресс» и Казанское авиапредприятие — вертолетными перевозками. Плюс «Тулпар Техник», который проводит техническое обслуживание и ремонт бизнес-джетов (аналогичные услуги в России есть только во Внуково, но там только легкие формы). Также это «Тулпар Интерьер» — весь комплекс интерьерных работ для деловой авиации. Словом, для одного города это много, в других регионах такого нет.

— Любой форум — большие хлопоты. Зачем это «Тулпару»?

— Конечно, это расходы и заботы. Но, когда на недавнем заседании ОНАДА в Москве встал вопрос «Где проводить — в Юрмале или Казани?», вспомнили, что в 2013 году в столице РТ все прошло очень эффективно, большинство участников высказали такое пожелание: если «Тулпар» не против и Казань нас примет, мы бы поехали туда. А потом решили встречу деловых авиаторов совместить с выставкой «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань-2018» (АКТО).

Дело еще и в том, что главная выставка деловой авиации России — «Джет Экспо», которая проводится во Внуково, — начала терять популярность: участников (особенно зарубежных) все меньше, а цена участия высокая, не все могут себе позволить туда приехать. Плюс Москва насытилась деловыми самолетами и вертолетами — покупки постепенно смещаются в регионы. Поэтому производители решили не только поучаствовать в конференции, но и выставить бизнес-джеты и вертолеты. Приедут все крупные игроки: Bombardier, Gulfstream, Honda, Pilatus, Airbus Helicopters, Aircraft Industries, Leonardo, «Вертолеты России». Словом, будет представлена техника, которая сегодня хорошо покупается.

— Кто сможет посмотреть на эту красоту?

— Просто с улицы прийти в этом году, увы, не получится, ведь выставка — в аэропорту, а посетителями будут авиакомпании и потенциальные покупатели. Для этого они должны сделать заявку в оргкомитет. Потенциальные покупатели получат возможность не просто провести переговоры, но и совершить ознакомительный полет на джете. Поэтому мы пригласили крупные компании со всего региона — потенциальных пользователей. Но в дальнейшем… Возле аэропорта строится экспоцентр, его надо будет наполнять выставками, и через два года, когда АКТО будет проводиться там, мы выставимся уже полноценно — с участием не только деловой, но и малой и региональной авиации, с доступом для всех интересующихся авиацией. Думаю, Казань станет постоянным местом проведения авиационного форума. К тому же это выгодно Казани и Татарстану — имидж! Не зря президент республики Рустам Минниханов (напомню, у него есть свидетельство пилота вертолета) поддержал идею нынешнего форума.

Читайте также  Председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким: «Во время кризиса я попытаюсь найти те ниши, в которых мои конкуренты оказались слабее»

— Кто еще приедет, помимо производителей?

— Члены ассоциации ОНАДА — порядка 60 человек: перевозчики, брокеры, те, кто занимается техническим обслуживанием. Как и в предыдущий раз, форум проведем непосредственно на рабочем месте, в ангаре, где обслуживают самолеты. Кстати, это наша идея. Обычно такого рода мероприятия проводят в отелях, а мы предложили: «Ребята, а давайте сделаем в ангаре, где прямо на ваших глазах будут проходить работы». Всем идея очень понравилась, и в этом году попросили сделать так же.

«И ВОТ БИЗНЕСМЕН ВСПОМНИЛ О СВОЙ ДЕТСКОЙ МЕЧТЕ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ…»

— За время, прошедшее с предыдущей конференции в Казани, из местного авиатранспортного куста выпал важный элемент — авиационный учебный центр «Авиатор», которому Росавиация, как и большинству аналогичных заведений по всей России, запретила готовить пилотов-любителей. Насколько это большая потеря именно для деловой авиации?

— Потеря большая, поскольку немало владельцев воздушных судов, особенно легких вертолетов, хотят пилотировать сами. Во многом приобретение вертолета обуславливалось именно тем, что человек мог обучиться в «Авиаторе» и получить свидетельство пилота-любителя.

— Получается, тенденция — как на Западе, где бизнесмен нередко сам сидит за штурвалом…

— Думаю, здесь дело в другом. Я почти не встречал мужчин, которые бы в детстве не мечтали стать летчиками, но у кого-то эта мечта угасла из-за жизненных обстоятельств, кого-то не пропустили по здоровью. И вот этот человек реализовался как бизнесмен, заработал деньги и вспомнил о своей былой мечте. Понятно, что профессиональным пилотом он не будет, но сесть за штурвал теперь имеет возможность. И учились! Но теперь отсутствие учебного центра подкосило все это. Да, можно отучиться в Москве, но это накладно и не особо удобно. Остановка работы центра, конечно, неправильный шаг типа охоты на ведьм.

Мне довелось пожить в Австралии. Авиация общего назначения там прямо-таки отдельное государство! Там обычное дело — в выходные загрузиться семьей в самолет и полететь к океану. Мой давний знакомый Рустам Садри в 61 год получил свидетельство пилота и купил самолет. Все, кроме топлива, стоит копейки. Но контроль жесткий — на авось там не проходит.

— За границей распространено такое явление, как долевое владение воздушным судном. У нас есть такие примеры?

— В Татарстане были попытки купить совместно самолет, но не договорились. Сегодня у нас есть только один прецедент — двое владеют одним вертолетом. А в России таких владельцев немало. Но все равно это не та схема, которая наиболее популярна за рубежом. Там человек покупает не самолет, а часы полета, например 100 часов в год. Когда таких покупателей набирается несколько, авиакомпания под эти заказы берет в лизинг борт. Мы к такому тоже придем со временем.

Читайте также  Кипрская компания купила 57,6% акций авиакомпании "Константа" (Запорожье).

— Сколько в Татарстане судов деловой авиации?

— Татарстанцы владеют примерно 15 самолетами и 30 вертолетами. Это солидно… Как-то полетел на «Цессне» в Саратов. Запрашиваю запуск, выхожу в эфир — переполнен: настолько много бортов в воздухе. Удивительно! Но стоило выйти в зону Ульяновска — тишина. Прошли Саратов, Пензу — только два борта на связи, включая наш. У нас очень высокая интенсивность полетов.

— Насколько просто в Татарстане арендовать самолет?

— Просто закажи, заплати — и лети. Понятно, заказ лучше сделать накануне — самолет ведь не стоит постоянно в аэропорту, да и борт из другого региона можно подтянуть. Если что, можно найти и экстренно, за несколько часов, но это будет чуть дороже.

— Сколько стоит долететь до Питера, например, на «Челленджере-300»?

— От 300 до 700 тысяч рублей туда и обратно. В эти деньги входит все, включая питание на борту.

— Сколько получает пилот деловой авиации в Казани?

— В зависимости от типа — от 180 до 650 тысяч рублей. 180 — это второй пилот вертолета. 650 — «глобалист», командир бизнес-джета «Глобал 6000». Таких у нас человек пять. Это элита: прекрасно говорят на английском, в любое время дня и ночи могут лететь в любую точку мира. Причем все они местные, выросли в здешней авиации, начинали со вторых пилотов Як-40.

«ЕЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВЛАДЕЛЬЦЫ, КОТОРЫЕ СРАВНИВАЮТ САМОЛЕТ СО СВОИМ MERCEDES»

— Какие тенденции в российской деловой авиации можете отметить?

— В 2014–2015 годах рост перевозок затормозился — с 15 до 5 процентов в год, а теперь они вновь растут. Это и понятно: огромная страна, рейсов между регионами мало, а через Москву деловой человек не налетается — так вся жизнь пройдет в самолете, поэтому услуги деловой авиации востребованы и спрос будет расти.

— Какие модели сегодня в ходу?

— «Челленджер 850», «Челленджер 300», «Цессна 525», «Эмбраеры» (на них цена существенно ниже), «Гольфстримы». Продажи вертолетов «Белл» после введения санкций упали, зато больше стали покупать «Еврокоптеров». Единственное, что популярно всегда, — «Робинсоны».

— У «Ансата» есть шанс вклиниться в эту линейку?

— При нынешних цене и дальности полета — нет. Для сегодняшних технических характеристик «Ансата» его цена завышена. Да, иностранная машина дороже, но у нее и возможности получше, и обслуживание налажено. Словом, чтобы начать хорошо продавать «Ансат», производителю надо очень серьезно поработать над машиной и над поддержанием ее летной годности, что у нас всегда страдало.

— Санкции сказались на работе деловой авиации?

— Сказались на владельцах, которые под них попали: те потеряли возможность летать на своих зарегистрированных за границей самолетах, потому что их перестали обслуживать. Прилетаешь на какой-нибудь форум, а тебя не обслуживают, запрашиваешь разрешение на полет, а тебе слот не дают. Поэтому многие сейчас переводят свои борта под российскую регистрацию. То есть на наш бизнес санкции повлияли положительно, дай бог, чтобы они продлились.

Читайте также  Посадка по расписанию.

— А на обычном общении с зарубежными коллегами международная напряженность сказывается?

— Минимально — бизнесмены же все прекрасно понимают: политики живут своей жизнью, народ — своей. Есть, конечно, оголтелые националисты, которые поддались пропаганде. Приходится вправлять им мозги. Мы часто дискутируем на темы политики. И вот начинают: Россия — вечный агрессор, «сговор» Гитлера и Сталина. Но разбить эти построения не составляет труда. В итоге на мои аргументы они не могут найти ответа.

— Стала ли российская деловая авиация более цивилизованной? Ведь, насколько известно, еще недавно многие выполняли пиратские перевозки, не имея свидетельства коммерческого эксплуатанта…

— Сегодня почти все полеты выполняются в пределах правил, а пиратствуют в основном только «черные химики» (проводящаяся без разрешения авиавластей химобработка посевов — прим. ред.). Появилось чувство ответственности. Ко мне приходят за консультацией — покупать ли самолет и какой. Я им говорю: «Купить самолет проблем нет, но эксплуатация, содержание пилотов, их обучение стоят дорого, а это безопасность полетов. Если не готовы платить, лучше не дергайтесь». И большинство соглашается. В авиации нельзя упрощать. Но еще встречаются владельцы, которые пытаются сравнивать самолет со своим Mercedes.

Но сегодня, как правило, люди стали подходить к покупке воздушных судов обдуманно. Тот, кто заработал легкие деньги в эпоху приватизации, уже купил все что хотел, теперь настала очередь тех, кто заработал своими мозгами и руками. Они выбирают тщательно, изучают все мелочи, обязательно делают пробный полет, смотрят, как выполняется обслуживание, как выстроена работа пилотов. Это радует. Такой человек и эксплуатировать машину будет правильно. Не станет задавать глупых вопросов, как раньше: «А зачем мне второй пилот, если один уже есть? Зачем мне содержать двоих? Зачем им тренажер? Не буду за него платить — вот есть самолет, пусть на нем и тренируется». Тяжело было таких переубедить. Но время «понтов» в деловой авиации проходит.

Региональный форум деловой авиации пройдет в Казани 9–10 августа 2018 года. Организаторы — Объединенная национальная ассоциация деловой авиации (ОНАДА), «Тулпар Аэро Групп», международный аэропорт «Казань». В столице РТ форум проводится во второй раз — первый проходил в 2013 году. Мероприятие включено в официальную программу выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань-2018» (АКТО). Программа форума предусматривает конференц-программу, статическую экспозицию и посещение АКТО-2018.

Источник: БИЗНЕС Online 

Добавить комментарий