Женщина в небе? Это нормально!

Так считает заслуженный пилот России, бывший командир летного отряда Борис Васильевич Сельков.

— У нас в отряде были вполне достойные летчицы, — вспоминает Сельков, — такие как второй пилот экипажа Ан-24 Нина Ивановна Черкасова и штурман Ту-134 Тамара Кондратьевна Афанасьева. Обе имели прекрасную подготовку и, могу сказать, летали не хуже мужчин!

О Нине Черкасовой, как подчеркивает заслуженный летчик, он всегда слышал только хорошие отзывы, причем от всех командиров экипажей, с которыми она летала. Аккуратная, добросовестная, доброжелательная, она обладала всеми качествами, которыми должен обладать настоящий летчик. «Я обращался в управление гражданской авиации, — говорит Борис Сельков, — представлял ее как кандидата на ввод в строй командиром экипажа. До сих пор не понимаю, почему эту кандидатуру отклонили в летно-штурманском отделе. А она была достойна повышения!»

— Сколько, интересно, женщин летало в тюменском небе начиная с 1967 года, когда организовалось Тюменское управление гражданской авиации? — интересуюсь у Бориса Васильевича.

Он перечисляет: кроме уже упомянутых Черкасовой и Афанасьевой, Виноградова немного летала… В Плеханово на самолете Ан-2 летала командиром первая летчица Тюменской области Александра Степановна Редькина…

Вопрос я задала не случайно. Несколько раз пыталась провести опрос среди знакомых и незнакомых людей: сколько женщин поднималось в небо над Тюменью? Кто-то говорил: две-три… Кто-то удивленно задавал встречный вопрос: «А разве в Тюмени были летчицы? Впервые слышу…»

Н-да, грустно становится после такого ответа. Навскидку посчитала: не меньше десяти летчиц, считая и северянок, работало в годы создания Тюменского энергетического комплекса. Летали в основном на Ан-2 («аннушках»), потом на Ли-2, Ан-24. Тамара Кондратьевна Афанасьева — единственная! — прорвалась на Ту-134, а затем и Ту-154. И даже заочно окончила московский вуз, защитив на отлично диплом, когда ей было 50 лет.

— Она любила свою работу так, что даже от семейного счастья отказалась, — сказал мне как-то один из бывших летчиков. — Летала самозабвенно! Наверное, вы помните, что в 80-е годы она была штурманом женской лыжной экспедиции «Метелица», пробивавшейся через полярные льды на Землю Франца-Иосифа? Это было уникальное путешествие, и Тамара успешно справилась с поставленной перед нею задачей — вывела экспедицию к нужному пункту.

Я несколько раз встречалась с Тамарой Кондратьевной в 80-е годы. Поражалась ее силе воли, мощной энергетике, оптимизму. Она рассказывала: первая ее встреча с Севером произошла на мысе Шмидта. Как она завидовала полярным летчикам — красивым, сильным, мужественным людям!

Читайте также  Польша определилась с VIP флагманами

За свою мечту она сражалась. Билась во все двери, до министра дошла. В конце концов стала радистом на самолете Ан-2, летала на Мысу Каменном. Потом, опять-таки изрядно намучавшись от хождения по кабинетам, выучилась на штурмана. Путь к Тюмени — на большую технику! — был нелегким и долгим. Но она не отступила и стала-таки штурманом самолета Ту-134.

Радости было море… Да вот мужчины в отряде ее слегка омрачили: кое-кто из командиров отказывался летать в рейс с женщиной-штурманом. Не верили в ее способности — и точка!

И тогда командир отряда Рафик Юнусович Насыров решил сам проверить штурмана. Чтобы лично убедиться, не напрасны ли обвинения в адрес штурмана Афанасьевой, полетел с Тамарой Кондратьевной в Москву на Ту-134, проверяя ее работу.

— Так она ж как по ниточке вела самолет! Точнее быть не может!.. — вспоминает Насыров. — Собрал я командиров и объявил: может, вам нравится или не нравится, что в вашем экипаже женщина-штурман, но если она стоит в плане полетов, извольте летать! Она хороший штурман, я лично убедился во время полета.

И все. Работать и дышать стало легче. Тем более человек она общительный, с хорошим чувством юмора. А главное — надежный, в беде не оставит..

…И все же сколько можно летать, жить кочевой цыганской жизнью? Сегодня — на севере, завтра — на юге. Смена климата, смена часовых поясов, неуют гостиниц… Пришел день, когда Тамара Афанасьева сменила Тюмень на Москву. Правда, спокойно жить вновь не захотела, активно занялась общественной деятельностью.

…А Нина Ивановна Черкасова так и не дождалась повышения. Решила родить сына, рассудив, что отказаться от предложенного судьбой шанса — грех непростительный. Дал Бог — не перечь, радуйся!

Как ни было трудно, простилась с любимой работой. И родился сын. К огромной ее радости! Перешла в наземную службу — стала заниматься расшифровкой летной информации, извлекаемой из «черных ящиков» после аварий или катастроф… Работала так, как привыкла, — добросовестно и с удовольствием. Тем более что осталась она в родном аэропорту рядом с любимыми самолетами, с хорошо знакомыми людьми. Случалось, выходила к летной полосе проводить или встретить самолет. Тянулась душа к небу, но — что сделано, то сделано…

Читайте также  На Камчатке появится малая авиация

Прошли годы, вырос замечательный сын, получил хорошее образование, женился, но маму не забывает, регулярно звонит и навещает, помогает во всем.

— Я сожалею теперь, что дочери уделяла меньше внимания, — честно признается она. — То няню нанимала, то с собой таскала в аэроклуб, когда в ДОСААФе работала. Прощения недавно попросила за то, что обделяла ее в детстве материнским теплом… Но она все понимает, не в обиде. Внуков мне чудесных подарила, в прошлом году прабабушкой я стала. Жизнь идет… И отрадно, что бывшие коллеги не забывают, приглашают на вечера, приняли в общество ветеранов авиации: все свои люди, поговоришь при встрече, повспоминаешь — на душе светлеет.

— Вы окончили Саранскую летно-техническую школу, работали в Кургане и Омске, в аэроклубах ДОСААФ, воспитывали молодое поколение для армейской службы. А помнят вас ваши бывшие воспитанники?

— Первое время писали часто, об изменениях в своей жизни сообщали, теперь чаще звонят, чем пишут. Но так приятно сознавать, что мальчишки, которые были возмущены, увидев, что их инструктор — женщина, вскоре изменили мнение, оценили мою заботу о них, те знания, что сумела им дать. Приятно, что все сделанное тобой дало хорошие результаты.

Нина Ивановна с благодарностью вспоминает время учебы в Саранске. Из этой же школы прибыли в Тюмень, отработав несколько лет в Свердловском аэроклубе ДОСААФ, супруги Редькины. Александра Степановна стала первой женщиной-летчицей в Тюмени, дважды возглавляла женский экипаж самолета Ан-2. Вторыми пилотами были Вера Гончарова и Татьяна Макарова. Хорошо летали, осваивали опыт умелого наставника. Вера вышла замуж за летчика из Ханты-Мансийска, летала там, даже освоила Як-40. Сейчас живет с мужем в Украине, в предместье Киева.

Вышла замуж и Таня, и тоже за пилота — командира Ми-8 Николая Кичаева. Ее судьба оказалась трагичной. После родов сына умерла. А сын, повзрослев, пошел по стопам родителей — стал летчиком, живет в Англии, летает на «Боинге».

Недавно из газет узнала о судьбе еще одной девушки, страстно мечтавшей о небе. Встречалась с нею в командировке в Нижневартовске, где мне подсказали, что авиатехником на вертолетах работает молодая девушка. Девушка эта, рассказывали, решила, что со временем непременно переучится на бортмеханика и обязательно будет летать.

Читайте также  "Газпромавиа" проводит тендер на поставку оборудования для аэропорта "Остафьево"

Уникальный случай: она не боялась ни морозов, ни тяжелой работы, главное — не боялась летать. И добилась своего! Девушку ту звали Людмилой Крючковой, а теперь это известная всей Югре Людмила Кошиль, которая ведет большую общественную работу, пишет книги и живет в Ханты-Мансийске.

Цитирую отрывок из ее выступления в областной прессе: «В 1982 году я слетала в Москву, где показала самый высокий результат, стала единственной девятикратной рекордсменкой мира в составе женского экипажа Ми-4».

Мужчины, снимите шляпы перед мужеством и целеустремленностью этой женщины!

Кстати, пусть и недолго, работали вторыми пилотами Ан-24 в Тюмени еще три выпускницы Саранской летной школы — Любовь Першина, Любовь Гаврилова и Алевтина Виноградова, а в Тобольске летала Галина Маслова. Из глубин памяти извлекаю имя еще одной летчицы — Раисы Ивановны Дворянчиковой. Она летала в Сургуте, но потом перевелась в Новосибирск. Любовь Гавриловна переехала в Челябинск.

Но неужели сейчас в тюменском небе нет ни одной летчицы? Неужели некому на равных с мужчинами занимать кресло в пилотской кабине?

— Я слышала, что в авиакомпании «ЮТэйр» есть девушка, причем из Тюмени, летает вторым пилотом на «Боинге», — сообщает мне Нина Ивановна Черкасова. — Но помню только ее имя — Виктория. Попытайтесь по своим каналам что-то узнать о ней.

Позвонила летному директору авиакомпании Александру Стефанюку.

— Да, есть у нас молодая летчица, — подтвердил Александр Ильич. — Это Виктория Олеговна Кумова. Окончила Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, начала трудиться в Калининграде. Но в скором времени компания потерпела крах, девушка осталась без работы. А нам нужны хорошие специалисты! И с 2009 года Виктория работает у нас, летает по всей маршрутной сети. Мы довольны ею, можем сказать все только хорошее. А в канун праздника хочется поздравить Викторию с Международным женским днем, пожелать ей счастливой весны и всяческих удач!

Мы присоединяемся к этому поздравлению, желаем всем бывшим летчицам, летавшим на тюменских трассах, прекрасного праздничного настроения, здоровья и оптимизма! Ведь жизнь все-таки хороша, не правда ли?!

Нина Зарубина

Источник: Тюменские известия

Добавить комментарий