Вопросы неба решаются на земле.

О проблемах деловой авиации в интервью нашему корреспонденту рассказал председатель правления Объединенной национальной ассоциации деловой авиации Леонид Евгеньевич Кошелев.

Флот личных воздушных судов россиян, как нам известно, невелик. Еще меньше самолетов из сферы деловой авиации. Стать бизнес-джетом может практически любая машина. Были бы деньги, а мастера тюнинга найдутся. Но, как нам известно, обычно под ним понимают небольшой реактивный самолет ВИП-класса Cessna, Gulfstream или Як-40, в которых обычно бывает не более 19 кресел. По подсчетам экспертов бизнес-джетов в России более 450.

– Скажите, Леонид Евгеньевич, деловая авиация – часть российской экономики или «прислуга для богатых»?

– Авиация в глобальном пространстве – это динамично меняющаяся структура. Существует порочное публичное мнение, рожденное необъективными СМИ, которые считают, что очень современный, а значит, дорогой автомобиль – это барство, летящий вне расписания и привычного маршрута деловой самолет – налет «брильянтовой пыли». Только сверхсовременному компьютеру еще не придумано порочащего эпитета. Сегодня уже очевидно, что модернизация экономики современной России активно принимает на вооружение новые технологии управления. Трансконтинентальные компании, к числу которых принадлежат и российские бренды, требуют не только виртуальной системы управления, но и, как правило, личного присутствия менеджеров на разбросанных по всей стране объектах производств. Нужен быстрый и свободный в выборе маршрута класс авиатранспорта. Эти услуги и оказывает деловая авиация, которая становится инструментом управления, пожалуй, как и компьютер для определенного вида бизнеса. И не путайте его с бульварным термином «Рублевка».

– Так как все-таки выглядит деловая авиация сегодня? И можно ли ее считать структурной частью экономики?

– У российской деловой авиации есть инфраструктура. Она пока не выделена отдельным квадратиком в штате транспортного ведомства, хотя имеет современный воздушный флот, бизнес-терминалы, опытных пилотов, специалистов наземных служб и мощный маркетинг. Сегодня она по праву может считать себя отраслью современной транспортной системы России со своими требованиями и проблемами. Решать их призвана Объединенная национальная ассоциация деловой авиации – общественная организация, которая организует различные компании этой отрасли, представляет и отстаивает ее интересы.

– Вы, видимо, лоббируете интересы отдельных компаний?

– Напротив. Мы выстраиваем равнозначные правовые условия для отрасли в целом. И у нас немало проблем: несовершенство воздушного законодательства, отсутствие реально действующей системы безопасности полетов, излишне бюрократизированная долговременная система получения разрешений, целиком зависящая от «столоначальника», и другие.

– И как вы их решаете?

– За время существования Ассоциации мы можем говорить о серьезных позитивных изменениях. На первых этапах мы налаживали диалог с властью. И он не всегда был… Сегодня мы достигли следующего этапа отношений – перешли к сотрудничеству. Власть увидела в сообществе серьезную экспертную поддержку, правда, не всегда ее устраивающую, тем не менее можно уверенно говорить о том, что мы вместе с чиновниками совершенствуем и воздушное законодательство, и инструктивную базу.

Читайте также  Aeroport de Быково

– Значит, у вас все в порядке?

– Далеко нет. Возьмем, к примеру, безопасность полетов. Мы считаем, что это основа основ развития не только деловой, но и авиации в целом. И прав был глава Правительства Владимир Владимирович Путин, когда, завершая рабочую встречу с руководителем Росавици Александром Васильевичем Нерадько, сделал акцент на необходимости особого внимания к безопасности полетов.

Безопасность полета – это не только контроль за отдельными личностями, это система, а в бюрократическом аппарате – Служба. Создание этой службы требует больших усилий и принципиальной уверенности в том, что от ее работы зависит завтрашнее небо. Небо, которое нуждается в службе, похожей на наземную ДПС. В авиации всех видов надо четко требовать подтвержденное правами знание правил движения, соответствующее стандарту техническое состояние. И «светофоры» на вылет должны гореть не только красным, но и зеленым. У ведомства есть проекты решения этого вопроса, но они скорее формальные, нежели прикладные.

– Сейчас пресса много пишет о случаях срывов чартерных рейсов. Многие обыватели связывают это с «переделом неба». Так ли это?

Если они думают, что небо заполнила деловая авиация, и чартерам авиакомпаний места не хватает, то это, конечно, и близко не похоже на правду. Во всех аэропортах для массовых перевозок общественным транспортом дается абсолютный приоритет.

Но настоящая проблема в том, что из года в год как в области массовых пассажирских перевозок, т.е. линейных авиакомпаний, так и в области деловой авиации растет доля иностранных авиакомпаний и иностранных судов за счет российских перевозчиков и операторов. Тенденция эта тревожная, и надо задаваться вопросом, почему так происходит. В области деловой авиации соотношение где-то 95 к 5%.

– В чем причина? Почему так происходит?

Ответ находится в области экономических стимулов. Иностранные перевозчики платят значительно больше сборов в пользу российского ведомства ГА и значительно большие ставки за использование воздушного пространства, работу управления воздушным движением. Вроде бы это то, чего добивались российские компании, но объективно люди, работающие в ведомстве, становятся заинтересованными в большем количестве полетов иностранцев и в меньшем количестве наших. На эмоциональном уровне это влияет на большое количество решений, которые пусть прямо не относятся к регулированию коммерческих прав, но формируют общий фон, условия оперирования для россиян и иностранцев.

Читайте также  Азат Хаким, председатель совета директоров компании «Авиакомпания «Тулпар Эйр».

– В чем сила вашей Ассоциации?

Мы избрали традиционно правильный путь. Для достижения целей, реализации программ мы объединили наши усилия не только с Законодательной и исполнительной властями, но и с общественными организациями. Вместе с общероссийской организацией «Деловая Россия» мы провели ряд публичных мероприятий, на которых обсуждали вопросы по отмене таможенных сборов на ввозимые воздушные суда, об изменении транспортного налога и гармонизации воздушного законодательства. Последней теме была посвящена Международная конференция в апреле 2010 года. Ее решения – часть программы нашей деятельности. Интерес к нашей работе проявил Всероссийский союз предпринимателей. Их мощный голос станет заметной поддержкой.

Любое развитие имеет смысл, когда оно выгодно нации и государству. Развитие авиации общего назначения на примере мира необходимо нашему государству. Многие в стране хотят летать. Значительное число жителей страны не могут выбраться из мест своего жительства, вовремя получить медицинскую помощь, не говоря уже о доставке почты. Решающим образом им поможет только авиация общего назначения. Этих самолетов должно быть много, потому что у них много задач.

Это не только транспортная доступность и быстрое транспортное средство, обеспечивающее прямое сообщение между мелкими пунктами, но и генератор развития других отраслей. У нас авиастроение лишено огромного рынка, который есть у зарубежных коллег. Малая авиация – это генератор развития и большой гражданской авиации, без нее нельзя по сути наладить сообщение между малонаселенными районами, содержать малые аэропорты. АОН в силу ее уникальности как быстрого и гибкого транспортного средства косвенно несет развитие в те части страны, где его не хватает. Сама по себе индивидуальная и корпоративная авиация дает немалые поступления в госбюджет в виде налогов. Везде, где она появляется, начинается динамичная экономическая активность и т.д.

Но вся эта система весьма положительных моментов не может существовать без эффективного, заинтересованного государственного контроля за безопасностью даного вида транспорта. Точно так же, как автотранспорт не может существовать без ГАИ/ГИБДД.

Чтобы этот контроль обрел черты и стал действительно эффективным и заинтересованным в развитии этого вида транспорта, ведомство должно иметь экономическую заинтересованность в таком развитии.

Практика других государств показывает, что лучшим способом создать эту заинтересованность является целевое использование акциза на авиатопливо для финансирования ведомства, которое призвано следить за безопасностью ГА.

В заключение беседы Леонид Евгеньевич улыбнулся и добавил: «Вопросы неба решаются здесь, на земле, нашим с вами участием».

Читайте также  Самолеты есть, аэропорты есть... надо летать!

ОБ АССОЦИАЦИИ

Объединенная национальная ассоциация деловой авиации (далее – Ассоциация) основана в 1997 году в Москве. Ассоциация является объединением коммерческих организаций, созданным для повышения их эффективности и успешности в предпринимательской деятельности. Она представляет и защищает интересы своих компаний в государственных структурах, международных организациях и в национальном сообществе деловой авиации. Количество членов Ассоциации постоянно растет.

Вопросы о государственном, законодательном, таможенном регулировании деловой авиации в России были рассмотрены на прошедшей в Москве конференции «Российская деловая авиация: через реформы к гармонизации». В конференции приняли участие представители Правительства России, Государственной думы Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной таможенной службы, IBAC, EBAA, российского и зарубежного бизнеса. Темы, отмеченные в докладах, касались роли деловой авиации в экономическом развитии РФ, перспектив формирования самостоятельной политики регулирования и развития отрасли ДА в отличие от линейной гражданской авиации, задач более эффективного контроля за безопасностью полетов со стороны ведомства гражданской авиации, путей гармонизации российского таможенного законодательства с мировой практикой в части регулирования полетов деловых ВС, создания саморегулируемой организации деловой авиации, ее места в системе госрегулирования безопасности полетов.

15-17 сентября 2010 года состоится очередная, пятая, международная выставка Jet Expo 2010 в ВЦ «Крокус Экспо».

Объединенная национальная ассоциация деловой авиации поддерживает мероприятие, ставшее традиционным в отрасли. Условия участия в нынешнем году заметно либерализированы для членов Ассоциации.

Участие в экспозиции – очередная возможность заявить о себе на рынке деловой авиации – представить свою компанию на коллективном стенде. Operator and Broker Project разработан специально для брокеров и операторов силами ОНАДА и Jet Expo. Подобная практика оправдала себя на зарубежных выставках, и надеемся, что на Jet Expo 2010 это предложение будет востребовано.

Этот проект полностью отражает уставные задачи Ассоциации, в частности, «координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации, а также представления и защиты общих имущественных интересов». Участие в Jet Expo является эффективным маркетинговым инструментом. Это показало время. Коллективный стенд поможет использовать выставку для развития собственного бизнеса. Запланированные в рамках Jet Expo 2010 конференции, круглые столы, пресс-конференции и тематические встречи помогут повысить рейтинг компаний в авиационном бизнессообществе. Этот проект будет интересен не только членам ОНАДА, но и станет шагом в развитии отрасли в целом.

Транспорт и связь России

Источник: ОНАДА

Добавить комментарий