«Весь рынок перед нами!»

В минувшую пятницу в международном аэропорту Казань, в ангаре ООО «Тулпар Техник», прошел региональный форум деловой авиации. Таким образом, Объединенная национальная ассоциация деловой авиации России (ОНАДА) знакомит друг с другом профессионалов отрасли и популяризирует воздушные бизнес-перевозки. Поделиться мнениями собрались полторы сотни спецов со всей России, а также представители таких мировых грандов отрасли, как Bombardier Aerospace, Cessna Aircraft Company, Freestream Aircraft USA Ltd, Rockwell Collins Int., RUAG Aviation Ltd. Место было выбрано не случайно: группа компаний «Тулпар» – один из пионеров российской бизнес-авиации. Например, «Тулпар Техник» (напомним, 51% акций принадлежит ОАО «ТАИФ») – единственный в РФ авторизованный центр Bombardier по обслуживанию в России и СНГ лайнеров CRJ100/200 и бизнес-джетов Challenger 300 и Challenger 850.

Обсуждали технико-экономические и правовые аспекты работы деловой авиации, безопасность полетов, проблемы с поставками запчастей и так далее. Руководители «Ак Барс Аэро», «Тулпар», Bombardier, Cessna презентовали свои компании. Деловой характер форума подчеркивал антураж ангара: CRJ200 со снятыми с двигателей кожухами, Challenger 300, Global 5000, Cessna 525 Citation Jet 4, Cessna-182, Як-40. Через остекление ангара было видно, как взлетают вертолеты Robinson и Bell, самолет Diamond, пару раз мелькнули хвосты старых-добрых Як-42. Да, отечественной техники в российской гражданской авиации все меньше…

Исполнительный директор ОНАДА Анна Сережкина и Президент ОНАДА Валерий Очиров

«Динамика развития деловой авиации нас не совсем устраивает – хотелось бы больше и быстрее», – заявил президент ОНАДА, Герой Советского Союза Валерий Очиров. Более подробно о динамике рассказал председатель правления ОНАДА Александр Кулешов (жаль, что анализ не включил вертолетный рынок – он сегодня в России также растет). По его данным, в России наиболее востребованы такие бизнес-джеты, как Gulfstream 500, Challenger 604, Falcon 2000, Legacy 600. В России зарегистрировано 300 бизнес-самолетов среднего и большого класса (аффилированы с российскими владельцами, прим. BizavNews). Содержание каждого борта обходится хозяину в $2 — 3,5 миллиона. Поэтому общий объем рынка для авиакомпаний-эксплуатантов и организаций технического обслуживания и ремонта (ТОиР) можно обозначить так: $580 — 660 млн. – для перевозчиков, $120 — 140 млн. – для компаний ТОиР.

По операторам все более-менее нормально. Снятие таможенных пошлин на ввоз самолетов больших и средних классов подвигло владельцев судов начать переводить их под российскую юрисдикцию (по оценке Очирова, вне ее остаются примерно 700 летающих в РФ деловых самолетов), а это рабочие места, налоги и так далее. Проблема в том, что сегодня почти 100% самолетов российской деловой авиации обслуживаются зарубежными техническими компаниями («Тулпар Техник» – одно из исключений). «Работа только начинается, – оптимистично заявил Кулешов. – Весь рынок перед нами, он только начинает зарождаться в России». Причем, по словам Кулешова, в Европе, где рынок деловой авиации в последние годы «подсел», считают, что Россия может стать новым двигателем мировой индустрии деловой авиации. По авиатехнике и запчастям она им станет – об этом говорят темпы покупки самолетов. Но вот в вопросах эксплуатации и технического обслуживания мы должны максимально откусить свою часть европейского пирога.

Читайте также  Учитесь в Остафьево

На завершение мероприятия организаторы приберегли вкусную новость федерального масштаба.

Началось все с презентации, которую сделал старший вице-президент по маркетингу и продажам ГСС Игорь Сырцов. Он рассказал о развитии программы Sukhoi SuperJet 100 – создании на его базе бизнес-самолета Sukhoi BusinessJet. «Ранее мы презентовали его только для потенциальных заказчиков, а не для широкой аудитории», – подчеркнул Сырцов.

В этом году будет сертифицирован и начнет продаваться новый вариант «Суперджета» – Sukhoi SuperJet 100LR, с измененным крылом, более мощным двигателем, увеличенной дальностью полета. На его базе разрабатываются три версии бизнес-джета: Corporate (дальность – 6 тыс. км), Government (7,5 тыс.), VIP (8 тыс.). Начало поставок назначено на 2015 год. А пока что построят «промежуточную» версию Sukhoi BusinessJet. Ее будут делать на основе первых 10 серийных «Суперджетов», поставленных «Аэрофлоту». «Дело в том, что не сразу наша компания смогла сделать полностью ту конфигурацию, которую заказывал «Аэрофлот», – напомнил историю Сырцов, – и было принято решение поставить промежуточную версию – SuperJet 100 Light, то есть упрощенную». Сегодня эти машины начали выводить из «Аэрофлота». Одновременно в Жуковском проходит приемка-передача первого самолета версии Full, которая поступит в «Аэрофлот» взамен «классики».

ГСС предлагает подержанные «Суперджеты» по «весьма привлекательным ценам» (СМИ сообщали, что при каталожной цене в $35 — 36 млн. ГСС выкупят у «Аэрофлота» «Суперджеты» по $19 млн.). «И вместе с «Тулпар» мы рассматриваем вариант построения на базе этих машин бизнес-самолетов, – удивил Сырцов. – Сегодня подписываем первые документы с авиакомпанией «Атлас Джет», которая  желает приобрести первые три самолета. Если будут еще желающие, мы вместе с «Тулпар» готовы подключиться к работе и сделать это предложение… Мы видим образец работы «Тулпар Интерьер», и он ничем не уступает зарубежным аналогам, а по некоторым аспектам реально превосходит их. То есть потенциально мы имеем очень серьезного партнера. Причем самолеты на базе Sukhoi SuperJet реально очень востребованы: сегодня уже подписаны документы о заинтересованности в приобретении 10 и опционально – 20 самолетов с одной из индийских компаний. В Азии, Индии, Китае бизнес-перевозки развиваются стремительно, там к ним проявляют огромный интерес, в том числе и к Sukhoi SuperJet, размеры которого очень удачны для бизнес-джета. Надеюсь, с «Тулпар» мы сможем добиться новых результатов».

КАПО КАК КОНКУРЕНТ «ТУЛПАР»

Соглашение о намерениях между ГСС и ООО «Атлас Джет» было подписано тут же. Заместитель генерального директора авиакомпании по развитию Алексей Кисельков рассказал, что, в соответствии с меморандумом о взаимопонимании с «Тулпар Интерьер», нынешние двухклассные (бизнес и эконом) салоны «Суперджетов» будут превращены в салоны класса «бизнес + VIP».

«В данный момент мы подписали договор о намерениях на поставку трех самолетов, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Кисельков, – и предполагаем получить их до середины 2014 года. Пока будем эксплуатировать машины в имеющейся компоновке, чтобы минимизировать простой, ведь изготовление салона может занять до полугода: если салон для Як-42 «Тулпар» бы мне сделал за три месяца, то «Суперджет» – новый тип. Мы все это прорабатываем с «Тулпар», а они – с ГСС. Дизайнеры будут работать тулпаровские, совместно с нашими специалистами. В течение года уточним конфигурацию, установку конкретного оборудования. Салон будет разделен на три зоны: VIP, переговорную и для сопровождающих. Количество кресел – 46… И мы не останавливаемся на этих трех бортах: в планах – лизинг 5 — 6 таких машин… «Тулпар» я знаю очень давно, по работе с российской техникой, поэтому мы и объявляем сегодня: мы с «Тулпар» договорились. И на очередном техническом обслуживании «Суперджета» мы салон сделаем». То есть в Казани предполагается еще и техническое обслуживание Sukhoi SuperJet? «Сейчас «Тулпар Техник» с ГСС разрабатывают совместный проект по обслуживанию «Суперджетов» в Казани», — подтвердил Кисельков.

Читайте также  ИстЮнион: итоги и прогнозы

«Мы строим довольно серьезные планы на совместную деятельность с «Тулпар», – рассказал позже Сырцов. – Сегодняшний наш визит сюда подтвердил то, что это направление движения абсолютно правильное, причем не только по бизнес-авиации. «Тулпар Техник» – провайдер по техническому обслуживанию компании «ЮТэйр». А это наш заказчик: в следующем году начнем поставлять ему 24 самолета. Серьезный заказ, и «Тулпар Техник» будет обслуживать эти самолеты, и мы надеемся использовать возможности компании не только в рамках России, но и для наших иностранных заказчиков. Главная задача – обеспечить, чтобы самолеты реально летали, и без грамотных партнеров нам не обойтись».

«Первые «Суперджеты» подходят к первому серьезному техническому обслуживанию, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Тулпар Техник» Владимир Некрашевич. – Никто в России базовым обслуживанием этих машин еще не занимался, поэтому ГСС сейчас ищет предприятие, которое могло бы это делать. Обратили внимание и на нас, но сказать, что договорились, пока нельзя – конкуренты в этом вопросе у нас, конечно, есть. Причем ситуация такова, что «Сухим» надо решать уже сейчас – самолеты начинают выводиться из «Аэрофлота». И «Атласу», конечно, интересно, чтобы в одном месте делали и интерьер, и техническое обслуживание. Пока таких услуг «в одном флаконе» никто, кроме нас, не может предложить».

«Во-первых, у аэрофлотовских «Суперджетов» подошло время первого серьезного технического обслуживания – С-чека, – рассказал нашему изданию Сырцов. – Во-вторых, их надо доработать по сервисным бюллетеням – за это время обнаружилось некоторое количество конструктивных дефектов, которые надо исправить. С-чеки будут проводиться на нашей базе, в Жуковском, но, может быть, и здесь, в Казани. Вероятность договора очень велика, мы очень серьезно рассматриваем этот вариант». Любопытно, что среди конкурентов «Тулпар Техник» на роль сервисного центра гражданской линейки «Сухого» Сырцов назвал не только несколько широко известных компаний по ТОиР, но и КАПО им. Горбунова, которое готово заняться тяжелыми формами обслуживания. «Все решится в течение месяца, – пообещал Сырцов, – ведь первый самолет будем выводить в мае, а второй – в июле».

БЫЛА ИГРУШКОЙ ДЛЯ БОГАТЫХ, СТАЛА ИНСТРУМЕНТОМ БИЗНЕСА

Что ж, вещественный результат форума налицо. А что можно сказать в целом о необходимости таких мероприятий и деловой авиации вообще? Газета «БИЗНЕС Online» обратилась с этим вопросом к участникам форума.

Ленар Сафин – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ:

Читайте также  Пьяная версия трагедии бизнес-рейса, сгоревшего под Минском

— Деловая авиация сегодня – не развлечение для богатых, а необходимость. На уровне правительства мы очень активно пользуемся вертолетами, самолетом Diamond. Это экономия времени и бюджетных средств. Почему Татарстан на фоне других регионов несколько успешнее выглядит? Потому что мы благодаря мобильности за то же рабочее время успеваем сделать больше. В других регионах так не летают. Вот мне необходимо республику в рамках весеннего ямочного ремонта объехать. Раньше на это уходило три недели, сейчас благодаря перелетам в дальние районы на вертолете «Робинсон» решаем вопрос за две недели… Хотел бы и сам получить свидетельство пилота самолета и вертолета (для этого у нас есть великолепный учебный центр в Куркачах), просто пока ограничен во времени… Деловую авиацию в аэропорту и авиацию необщего пользования в Куркачах будем развивать однозначно.

Олег Никоноров – генеральный директор ООО «Русский клуб деловой авиации»:

— Лет 10 — 15 назад деловая авиация была игрушкой для богатых, сейчас это механизм для работы бизнеса. Серьезный механизм, тем более для такой огромной страны, как наша, для связи с Европой. Более всего деловая авиация развита в Москве, Санкт-Петербурге. За Казанью и Новосибирском начал подтягиваться Дальний Восток. Пытаемся привлечь такое интересное место, как Калининградская область… Словом, «позвонил и вызвал самолет» – сейчас это актуально. Хочется, чтобы это было, как в Европе, где огромное количество самолетов, заказать борт и улететь вы можете за 45 минут. И не так уж это дорого: перелет из Лондона в Париж может стоить 500 — 800 евро. Это комфортные условия даже для среднего бизнеса, который может перестать беспокоиться – попадет он на рейсовый самолет или на поезд. Думаю, и у нас так же будет.

Валерий Очиров – президент ОНАДА:

— Деловая авиация выходит из сегмента чисто московской на просторы России. Все больше и больше легализуется бортов в российском законодательном сегменте – раньше почти 100 процентов находилось в западной юрисдикции. К нам прислушиваются в правительстве. После того как мы добились того, что вышло постановление о том, что самолеты сухой взлетной массой от 2 до 20 тонн не обкладываются таможенной пошлиной, в Россию пошли суда. Сегодня в европейском воздушном пространстве ежесуточно «висят» 24 тысячи частных бортов, в России – 400 — 500, а еще пять лет назад их штуками можно было измерить. Недавно в нашу ассоциацию вошел «Эйрбас» – это же не пустой интерес. Они прекрасно понимают, что Россия – это большая перспектива.… Если богатые могут, пусть летают – платят за аэронавигацию, взлет-посадку, топливо, парковку, охрану. Это рабочие места – например, в московских технических центрах берут ребят из КАИ. И пусть так будет и в Казани – не все же в Москве или Женеве делать. Тем более Казань – это исторически сложившаяся в нашей стране маленькая авиационная держава. Это важно – не на пустом месте начинать работу.

Тимур Латыпов, фото: Сергей Елагин

Источник: БИЗНЕС Online

Добавить комментарий