Верните Уралу воздушных извозчиков

За последние несколько месяцев тема реанимации малой авиации в Свердловской области вновь оказалась на повестке дня. Новый губернатор  Александр Мишарин  образовал новое для региона Министерство транспорта и дорожного хозяйства. По мнению экспертов, одной из первоочередных задач должно стать возрождение местных авиаперевозок.

В декабре 2009 года А.Мишарин  заявил о стремлении Свердловской области получить в собственность 40% федеральный пакет акций екатеринбургского аэропорта "Кольцово". "Рано уходить от участия государства в капитале аэропорта, но правильнее было бы иметь в качестве собственника Свердловскую область для более эффективного управления, развивать региональные перевозки. Это низкодоходный, а иногда и убыточный вид деятельности, но если не организуем их, не будет "дальнего" развития", — отметил губернатор.

Сегодня как минимум две авиакомпании объявили о намерениях развивать местные авиаперевозки в Свердловской области. Так, учрежденная в Екатеринбурге осенью 2009 года авиакомпания "Арктика" заявила о заключении предварительных контрактов на покупку в текущем году 5 самолетов Cessna 208B и 10 вертолетов Eurocopter ВО-105. "Арктика" рассматривает возможность модернизации екатеринбургского аэропорта "Уктус" или строительства в регионе нового аэродрома.

По словам генерального директора "Регион-Авиа" Дениса Павшинского, его авиакомпания в настоящее время разрабатывает новые маршруты перевозки пассажиров из удаленных городов в основные российские региональные авиаузлы. Для расширения сети авиаперевозок планируется сформировать парк из 35 самолетов Embraer-120. Согласно разработанного в авиакомпании бизнес-плана, к 2010 году планируется выполнение региональных рейсов из пяти крупнейших авиационных узлов, в том числе из Екатеринбурга.

Однако в двух екатеринбургских аэропортах "Кольцово" и "Уктус" категорично заявили "РусБизнесНьюс", что пока к ним не поступило ни одной заявки на выполнение регулярных пассажирских авиарейсов в населенные пункты Свердловской области, а также в соседние крупные города — Пермь, Тюмень, Магнитогорск.

Маршрутная сеть, связывающая столицу Свердловской области с 23 аэродромами, расположенными в отдаленных и труднодоступных территориях региона, была создана в середине прошлого века и функционировала около 50 лет. Местные перевозки на самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-8 осуществляло Второе свердловское авиапредприятие, базирующееся в аэропорте Уктус. Оно на 100% находится в федеральной собственности.

Читайте также  Сегодня стартовал презентационный полет нового самолета Ил-114-100.

В рыночных условиях регулярные пассажирские перевозки на местных авиалиниях стали убыточными, последние из них были прекращены примерно 5 лет назад. "Сегодня Второе свердловское авиапредприятие находится под внешним управлением, это предприятие-банкрот. С 2005 года, когда у Свердловской области  был профицитный бюджет, мы просили передать его в из федеральной в региональную собственность для возрождения местных авиаперевозок, но это сделано не было. А сейчас из-за кризиса нам не до этого", — сообщил "РусБизнесНьюс" начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства министерства промышленности и науки Свердловской области Юрий Кожевников.

"Если область затронет вопрос региональной авиации, я согласен работать с любой структурой, чтобы выполнить эту программу", — заявил "РусБизнесНьюс" директор ОАО "Второе свердловское авиапредприятие" Анатолий Меняев. В то же время он отметил, что расчеты по необходимым дотациям для развития малой авиации пока еще не сделаны.

Эксперты называют минимум две основные причины, по которым необходимо возрождать местные авиаперевозки в Свердловской области. Первую обозначил сам губернатор: это развитие аэропорта "Кольцово" в качестве регионального хаба, в котором производятся стыковки местных маршрутов с внутрироссийскими и международными. Это позволит повысить объемы пассажирских перевозок в "Кольцово" и превратить его в крупнейший транзитный авиаузел восточнее Москвы.

Несколько лет назад такую задачу пыталось решить партнерство авиакомпаний "Регион-Авиа" и "Авиапрад". Первая выполняла рейсы в Екатеринбург из Тюменской области, Оренбурга, Перми. А вторая развозила  транзитных пассажиров из "Кольцово" в ряд крупных городов России и зарубежья. Но партнерство просуществовало всего примерно год и распалось из-за банкротства "Авиапрада".

Вторая причина реанимации местных авиаперевозок имеет не только экономическое, но и социальное значение, а потому гораздо более значима. "Каждый регион можно измерить по степени трудовой мобильности, вслед за ней растёт много других социально-экономических показателей — производительность труда, уровень благосостояния, — рассказал "РусБизнесНьюс" директор программ бизнес-образования Экономического факультета Уральского государственного университета, эксперт по авиации Сергей Лукьянов. — Если начать субсидировать аэропорт "Уктус" и деятельность Второго свердловского авиапредприятия, то в год можно было бы перевозить на внутриобластных авиалиниях порядка 50-75 тысяч пассажиров — рабочих из дальних городов и поселков. В этой ситуации Екатеринбургу будет незачем привлекать мигрантов из Средней Азии".

Читайте также  Сколько стоит персональный полет

Юрий Кожевников считает, что возрождать сеть местных авиамаршрутов в ее прежнем виде уже нет необходимости. "В нашем регионе построены скоростные автодороги, поэтому во многих случаях отпала нужда в местных авиаперевозках. Проблемными остаются несколько отдаленных районов, проезд к которым автотранспортом затруднен. Область ежегодно выделяет 10-14 миллионов рублей в качестве дотаций жителям этих районов на вертолетные перевозки до мест соприкосновения с автодорогами. Рейсы осуществляет Второе свердловское авиапредприятие".

По мнению Сергея Лукьянова, возрождать следует, прежде всего, три местных направления — из Екатеринбурга в Североуральск, Ивдель (на север области) и Тавду (на восток) с 3-4 промежуточными посадками и частотностью полетов 3-5 раз в неделю. При этом он считает, что затраты на реанимацию местных аэродромов не столь большие, поскольку технические требования для выполнения полетов на региональных самолетах не жесткие. Практически там нужна грунтовая либо металлическая взлетно-посадочная полоса.

Гораздо больше затрат потребуют ежегодные дотации из областного либо федерального бюджетов тем авиакомпаниям, кто решится реанимировать местные перевозки. С учетом низкой платежеспособности жителей малых городов и районов Свердловской области, а также конкуренции со стороны железнодорожного и автотранспорта, стоимость авиабилета в один конец должна быть в пределах 1000 -1500  рублей. Еще примерно на такую же сумму потребуются госдотации, чтобы сделать авиаперевозку прибыльной. Таким образом, обеспечение ежегодного пассажирооборота в 50-75 тысяч человек зависит от ежегодной государственной помощи в размере 50-100 миллионов рублей.

Вряд ли стоит надеяться, что местными перевозками станут "заморачиваться" крупные авиакомпании. В развитых странах мира это делают небольшие региональные перевозчики, имеющие в парке 2-3 самолета. Они покупают франшизу у крупной авиакомпании и летают под ее маркой, приобретая необходимую лояльность клиентов. Например, североамериканская компания Delta Air Lines сотрудничает со многими франчайзинговыми операторами. А компания "Регион-Авиа" работала на Урале под маркой "Авиапрада". Поэтому в перспективе Второе свердловское авиапредприятие могло бы работать, используя бренд "Уральских авиалиний".

Читайте также  "Газпромавиа" может приобрести 2 самолета Boeing 737 NG

Помимо финансовой и организационной составляющей полетов открытым остается вопрос и использования авиатехники. В настоящее время на балансе Второго свердловского авиапредприятия  находится Як-40 (на нем ведутся бизнес-перевозки) и восемь Ан-2, рассчитанных на перевозку 12 пассажиров. Выпущенные в 60-х годах прошлого века Ан-2 вполне могут прослужить еще лет 20. "Но эти самолеты, конечно, не имеют такой уровень комфорта, как современные, — подчеркивает Анатолий Меняев. — Поэтому нами рассматривается возможность использования для перевозок внутри Свердловской области чешского самолета L-420, который также оптимально подходит и для полетов в соседние Тюменскую и Челябинскую области".

Эксперты высказывают единодушное мнение, что возрождение малой авиации на Среднем Урале будет способствовать процессу социально-экономической интеграции региона. Для этого нужно использовать совместные ресурсы бизнеса и государства.

Источник: РусБизнесНьюс

Добавить комментарий