По информации «Известий», специальный летный отряд (СЛО) «Россия» в 2017-2018 году пополнится двумя самолетами Ил-96-300 ПУ — «илы» модификации «пульт управления» используются для перевозки президента. Это следует из тендера «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) на «проведение технико-экономического анализа и экспертизы стоимости работ по строительству двух самолетов Ил 96-300 ПУ (М1) в условиях поставки в 2017-2018 гг.».
Источник «Известий», близкий к ОАК, подтвердил планы управделами президента закупить два Ил-96-300 ПУ (М1), отметив, что речь идет о президентском резервном самолете — СЛО «Россия» подчиняется управделами и отвечает за перевозку первых лиц государства.
По данным ресурса Russianplanes.net, в настоящее время эксплуатируется уже четыре Ил-96-300 ПУ, эта модификация отличается VIP-отделкой и спецаппаратурой связи, позволяющей вести конфиденциальные переговоры и управлять ядерными силами страны. Сообщалось, что самолет оснащен противоракетными лазерными системами.
По подсчетам главного редактора BizavNews Дмитрия Петроченко, сейчас в авиапарке СЛО всего восемь самолетов Ил-96-300. На 2015 год — помимо одного «ила» в комплектации «салон» для перевозки делегаций — запланирована поставка нового Ил-96-300 ПУ для управделами президента, итого, к концу этого года в парке СЛО ожидается пять «пунктов управления», а в 2018 году их, следовательно, будет семь.
Цена каждого Ил-96-300 ПУ составляет около 5 млрд рублей, это в полтора раза выше, чем у Ил-96-300 «салон» (3,8 млрд рублей), и вдвое-втрое выше, чем, например, Sukhoi Superjet 100 ($36 млн).
— Сказать, зачем в СЛО «Россия» нужно еще больше воздушных командных пунктов, сложно. Возможно, таким образом СЛО пытается поддержать производство этих самолетов. Все имеющиеся Ил-96-300 ПУ — с маленьким налетом, срок их эксплуатации до 2018 года не может закончиться, — говорит Дмитрий Петроченко. — Правда, борт №1 и все его дублеры всегда должны быть готовы и исправны на 100%, ни о какой готовности в 99,9% даже речи быть не может. Вероятно, новые самолеты закупают и просто для обновления парка, для большей надежности. Как правило, один или несколько резервных бортов поднимаются в небо вместе с основным. Это правило абсолютно всегда выполняется для международных полетов; для полетов внутри страны возможны исключения, если это перелет на маленькое расстояние (например, Москва-Петербург). Резервные борты нужны и для дополнительной защиты первого лица — никто не должен знать, на каком именно воздушном судне находится президент.
Ил-96 выпускается «Воронежским акционерным самолетостроительным обществом» (ВАСО, входит в ОАК). Судно спроектировано еще в конце 80-х годов КБ Ильюшина, его эксплуатация началась в 1993 году. Ил-96-300ПУ создан в 1995 году на базе дальнемагистрального Ил-96-300 для перевозки президента России и сопровождающих его лиц. ОАК планирует выпускать Ил-96 как минимум до середины 2020-х годов. На данный момент самолеты Ил-96-300 эксплуатируются в СЛО «Россия» и национальной авиакомпании Кубы Cubana. Последняя приобрела два самолета в 2014 году (1993 и 1994 года постройки соответственно), ранее находившиеся в парке «Аэрофлота», который несколько лет назад вывел из эксплуатации эти самолеты, и еще один в 2015 году.
Пресс-служба управделами президента не ответила на запрос «Известий». В пресс-службе ОАК от комментариев отказались.
Официально состав авиапарка специального летного отряда не раскрывается. В главном авиапарке страны шесть десятков самолетов и два десятка вертолетов. Известно, что в парке находятся три Ан-148, восемь Ил-96-300, пять Ту-134, два Ту-154, два Ту-201, двенадцать Ту-214, три Як-40, известно о нескольких иностранных машинах: четыре Augusta Westland AW139, два Airbus A319-115 и два бизнес-джета Dassault Falcon 7x. До конца 2015 года в парке СЛО ожидается поступление двух Sukhoi Super Jet 100, двух Ту-204, трех Ту-214, двух Sukhoi Superjet 100.
Согласно непрограммной части Федеральной адресной целевой программы, опубликованной на портале Минэкономразвития, на 2017 год намечена закупка в СЛО либо двух Ту-214, либо двух Ту-204 СМ — в качестве альтернатив им указаны также два экземпляра находящегося в разработке проекта МС-21. Как известно, «Магистральный самолет XXI века» (его разработкой занимается «Корпорация «Иркут», входящая в ОАК) еще не готов: выкатка самолета намечена на декабрь 2015 года, первый полет — на 2016 год, а в серию самолет может пойти в 2017 году. Для спецотряда также планируется приобрести еще три вертолета Ми-8 МТВ-1С с узлом связи и еще два военно-транспортных МИ-8МТВ-1.
Источник: Известия