В густом тумане

С 17 по 19 мая 2011 года в женевском выставочном комплексе Palexpo проходил 11-й ежегодный салон деловой авиации – второй по значению в мире после салонов, ежегодно проводимых в разных городах США (в нынешнем году он пройдет с 10 по 12 октября в Лас-Вегасе). Как и в предыдущие годы, женевский салон был организован совместно Европейской ассоциацией деловой авиации (ЕВАА) и Национальной ассоциацией деловой авиации США (NBAA) при поддержке многочисленных спонсоров, в том числе Bombardier, Dassault, Euro Jet, Honeywell, Lufthansa.

Вопреки пессимистическим прогнозам на салоне 2011 года были установлены новые рекорды по числу участвующих фирм и представленных стран, по общей выставочной площади, а также по числу проведенных пресс-конференций, презентаций, международных конференций и докладов по различным проблемам деловой авиации.

Активное участие около 500 фирм, представлявших практически все секторы производства и обслуживания деловой авиации, представлялось как стремление этой важной отрасли современной экономики использовать международную выставку для рекламы своих новых самолетов, технических достижений и услуг, расширения деловых связей, заключения крупных контрактов и т.п. Тем самым предполагалось дать новый импульс процессу выхода деловой авиации из продолжающегося с конца 2008 года кризиса, являющегося для этой отрасли беспрецедентным по глубине и продолжительности.

Согласно озвученным на салоне статистическим данным, в 2010 году в мире было произведено 763 бизнесджета, что на 12% меньше, чем в предыдущем году, и на 42% ниже рекордного предкризисного уровня 2008 года. Производство продолжало сокращаться и в текущем году, причем по некоторым авторитетным оценкам оно может упасть ниже уровня 2005 года.

Такое падение производства сопровождалось увольнениями рабочих и служащих, прекращением выпуска ряда моделей, свертыванием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, банкротством мелких фирм-субпоставщиков.

Бразильское чудо

Характерно, что спад производства испытали практически все ведущие авиационные фирмы лишь за одним важным исключением. Этим исключением явилась бразильская фирма Embraer, воспринимавшаяся как своего рода герой женевского салона 2011 года.

Основанная в 1969 году по инициативе и при поддержке правительства Бразилии, фирма смогла к настоящему времени выйти на третье место в мире по производству гражданских самолетов, уступая лишь «Боингу» и «Аэробусу». В кризисные годы ей удалось увеличить производство своих бизнесджетов в три с лишним раза, начать поставки на рынок четырех новых моделей, закончить строительство своего завода-филиала в США, заключить рамочное соглашение с Китайской корпорацией авиапромышленности об открытии новой производственной линии по сборке одного из своих самых удачных деловых самолетов среднего класса на совместном предприятии Harbin Embraer Airindustry Co.

Читайте также  Юрий Трутнев полетает на бизнес-джетах за счет бюджета

В Женеве на стенде фирмы можно было познакомиться со всеми моделями, поставляемыми на рынок в настоящее время, – от легких Phenom-100 и Phenom-300, запущенных в производство в 2008–2009 годах, до зарекомендовавшего себя с 2002 года самолета среднего класса Legacy-600 и его улучшенной модели Legacy-650. А на так называемом статичном дисплее – специальной площадке женевского аэропорта рядом с выставочным комплексом – можно было осмотреть роскошный салон и кабину пилотов в стиле «хай-тек» модели Lineage-1000 самого высокого класса, выпускаемой с 2009 года.

Опыт бразильской фирмы, добившейся больших успехов «в кратчайшие исторические сроки» на рынке одного из наиболее наукоемких видов продукции, свидетельствует о принципиальной возможности инновационных прорывов и в других странах – членах группы БРИКС.

Японская красавица и надежный швейцарец

Как и на предыдущем салоне, повышенным вниманием посетителей пользовался стенд японской фирмы «Хонда», давно снискавшей мировую известность как производитель автомобилей и мотоциклов, а в последние годы приступившей к проектированию и освоению производства легкого бизнесджета нового поколения, который должен опережать существующие модели такого же класса по техническим, экономическим и экологическим показателям.

На проектирование самолета и строительство завода по его производству ушло около 10 лет, и первый прототип Hondajet был показан в Женеве в прошлом году. Модель выделяется прекрасными внешними данными, в особенности новаторским расположением двигателей над крыльями, изящностью и чистотой линий корпуса, строгой элегантностью внутреннего оформления.

В конце 2010 года машина успешно прошла первые летные испытания, что позволило начать подготовку к ее сертификации в США и Западной Европе. В ходе пробных полетов многие важные показатели оказались лучше расчетных. Первые поставки американским покупателям намечены на третий квартал 2012 года.

Читайте также  Авиастроители отстают от рынка

Единственная в Швейцарии авиастроительная фирма «Пилатус», являющаяся мировым лидером в производстве одномоторных турбовинтовых самолетов, не представила новых моделей, но продемонстрировала существенные усовершенствования уже зарекомендовавших себя машин. Недавно «Пилатус» отметил поставку 1000-го самолета модели РС-12, который широко используется не только для деловых поездок, но и для обучения пилотов, доставки срочных грузов, разведки местности, береговой охраны и т.п.

Следует также отметить, что фирма распространяла на салоне брошюру со статистическими данными, призванными развеять укоренившееся мнение о якобы меньшей надежности одномоторных самолетов по сравнению с многомоторными.

Немного о «наших», или «Наши набирают высоту»

Конечно, автору, выросшему близ Жуковского, а в 70-е годы участвовавшему в составе делегации Минвнешторга в переговорах по продаже Як-40, хотелось бы увидеть в Женеве конкурентоспособные бизнесджеты отечественного производства. Но этого, очевидно, еще придется подождать. А пока нельзя не отметить активное участие восьми компаний из Москвы и Подмосковья, предоставляющих деловой авиации широкую гамму услуг – от оформления необходимой документации и обслуживания VIP-пассажиров до заправки топливом и бортпитанием, технического сервиса и посредничества при покупке-продаже бизнесджетов.

Рациональным оформлением и украшением из живых цветов выделялся стенд московской компании Streamline OPS, удачно расположившийся рядом с пресс-центром и конференц-залами. Эта компания, работающая на хэндлинговом рынке уже около 20 лет, демонстрировала свои возможности по координации всех видов обслуживания в аэропортах, по организации внутрироссийских и международных рейсов для отечественных и иностранных операторов.

Заслуживает быть отмеченным и стенд московского клуба «Бизнес-Авиация». Небольшой по размерам, без ненужной роскоши стенд предоставлял подробную информацию о деятельности этого своеобразного объединения пользователей деловой авиации, включая потенциальных покупателей деловых самолетов.

Большие возможности основных подмосковных аэропортов для использования деловой авиацией демонстрировались компаниями Avcom-D («Домодедово»), Premier Avia («Шереметьево») и VIPPORT/FBO («Внуково»). Кстати, широкая представленность аэропортов являлась одной из особенностей салонов последних лет. Считается, что развитие аэропортов для деловой авиации может стать важным стимулом для экономического развития прилегающих к нему районов, привлечения инвестиций и туристов.

Читайте также  Вертолетоуносец

Мрачные перспективы

Кризис способствовал уходу с рынка многих мелких и слабых в финансово-экономическом отношении фирм, расплодившихся в периоды высокой деловой активности. В то же время заметно усилились позиции крупных фирм, осуществляющих деятельность в сфере деловой авиации через свои специально созданные филиалы и дочерние компании. Это относится, в частности, к таким участвовавшим в женевском салоне гигантам бизнеса, как Lufthansa, KLM, Saab, Volvo, Rolls-Royce, Exxon, Credit Suisse, Bank of America.

На многочисленных конференциях, проходивших в рамках салона, много говорилось о ближайшем будущем и проблемах развития этой отрасли. Практически для всех выступлений было характерно отсутствие хотя бы осторожного оптимизма. Даже традиционный образ якобы появляющегося света в конце тоннеля не использовался докладчиками, которые сходились лишь на том, что если дальнейшее ухудшение конъюнктуры и прекратится в 2012 году, то для достижения предкризисного уровня все равно потребуется еще несколько лет.

Причины для столь мрачного прогноза многочисленны и многообразны. Прежде всего это слабость послекризисного оживления в западной экономике в целом, а также сохраняющаяся неустойчивость ее финансовой сферы, играющей важную роль в купле-продаже бизнесджетов, цены которых исчисляются миллионами и десятками миллионов долларов. Наблюдается дальнейшее ужесточение трудно выполнимых экологических норм в отношении шумов и выброса углекислого газа, а также требований по безопасности.

На высоком уровне находятся цены авиационного топлива. Недавние события в ряде стран Средиземноморья надолго снизили интерес к развитию деловой авиации в этом регионе. Наконец, кризис в определенной степени подорвал авторитет деловой авиации в глазах общественного мнения, склонного считать частные и корпоративные самолеты символом неоправданной роскоши для оказавшихся неэффективными топ-менеджеров.

Для выхода из создавшегося положения компании намерены усилить лоббирование интересов деловой авиации в Брюсселе, Вашингтоне и других столицах, улучшить имидж этой отрасли, активнее пропагандировать преимущества деловой авиации на предстоящих международных выставках и салонах. На все это, естественно, понадобятся деньги и время. А пока вылет в более светлое будущее явно задерживается.

Сергей Владимирович Сафронов — обозреватель "НГ" по Швейцарии.

Источник: Независимая газета

Добавить комментарий