Услуги авиатакси: быстро, доступно, удобно, но не у нас

Транспортные проблемы современных мегаполисов уже давно стали притчей во языцех, а шутка про "хочешь приехать вовремя – поезжай на метро" еще раньше перестала быть шуткой. Неизбежные пробки в мире, где время – деньги и кто не успел – тот опоздал, ежедневно играют злые шутки с жителями большого города, которые все чаще делают выбор в пользу некомфортных, но предсказуемых по срокам подземных передвижений.

Но что делать, если в районе, куда вам нужно попасть, нет метро? Или оно за городом, напрочь отрезанное затором из-за хронического ремонта дороги. Или это вообще другой город – всего в 150 км по прямой, но по существующим шоссе придется делать крюк еще на такое же расстояние? За рубежом "волшебное лекарство" от таких ситуаций уже придумали. Это авиатакси. Пассажирам вертолетом доставят быстро и практически в любую нужную точку. В России спрос на эту услугу тоже есть, но само "лекарство" в отечественной вариации представляет собой лишь "горькую пилюлю".

Мне бы в небо

Понятие "авиатакси" возникло сравнительно недавно, но уже получило широкое распространение в крупнейших городах мира. Практика использования авиатакси позволяет перевозить пассажиров на относительно небольшие расстояния между городами (100-2000 км) и по городу. Стоимость полета рассчитывается из минимальной суммы (долл., евро, руб.) на 1 км пути, или же существует фиксированная цена для полета из одного города в другой.

Весь парк воздушных такси можно разделить на самолетный и вертолетный. "Самолеты имеют преимущество в скорости и дальности совершаемых полетов, а вертолеты имеют больше мест базирования, площадок для приземления. Поэтому целесообразно использовать по городу вертолеты, а между городами самолеты", — рассказывает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

В качестве авиатакси используют самолеты легкого и среднего класса (четырех и восьми местных), таких как Як-40, Beechcraft King Air 200, Pilatus PC-12, Cessna Bravo и Excel, Learjet 45 и 60, Hawker 700. В вертолетном парке пользуются популярностью такие модели, как Eurocopter AS350 и модель 355, Eurocopter EC120 и 130, Bell 407 и Robinson 44.

У авиатакси имеет ряд преимуществ по сравнению с коммерческими авиаперевозками – например, отсутствие длительных процедур регистрации и посадки на борт. Пассажирам достаточно прибыть за 10-15 минут до вылета и пройти сокращенные до минимума процедуры регистрации и таможенного оформления. Привлекательность услуги авиатакси еще и в том, что можно оформить электронный заказ прямо на сайте компании и подобрать выгодный тариф.

Читайте также  "Шашечки» уходят в небо"

Мировой опыт: все как у людей

Мировой опыт использования авиатакси свидетельствует о преимуществах и удобствах данной услуги именно для жителей мегаполисов. Ведь гораздо приятней парить над "пробками", чем быть их участником.

Довольно развит такой вид передвижения в США. В законе, регулирующем деятельность авиатакси, прописано, что данные услуги должны осуществляться на воздушных судах вместимостью менее 30 мест. Особенно популярна данная услуга в стоящем в хронических пробках Нью-Йорке, где она в основном реализуется за счет использования вертолетов. К примеру, каждый желающий может совершить вертолетный тур над Манхэттеном (стоимость составит около 200-300 долл. за 15-20 минут полета), долететь из центра города в аэропорт (около 2 тыс. долл. за те же 15 минут) или заказать винтокрылую машину и успеть на деловую встречу.

Аналогичные услуги авиатакси предоставляются в Лондоне. Там стоимость экскурсионных полетов на вертолете над городом колеблется от 90 до 300 фунтов, а цена перелета из любого аэропорта британской столицы в центр города – около 2 тыс. фунтов.

В Германии стоимость полета на самолете между городами колеблется от 400 евро до 1,35 тыс. евро, в зависимости от размерности самолета и количества мест. Во Франции час полета на самолете стоит около 80 евро.

Что касается стоимости полетов на авиатакси между городами или странами, то она варьируется в зависимости от длительности и дальности полета, а каждая отдельная компания имеет свои фиксированные тарифы на подобные маршруты. Например, английская компания Charter Aircraft Direct осуществляет полеты по Европе и Великобритании. Стоимость маршрута Париж-Лондон составляет 2,9 тыс. евро, длительность – 2 ч.

Однако не обязательно завидовать крупнейшим развитым странам — достаточно обратить внимание на соседнюю Украину, которая активно взялась за внедрение авиатакси. В частности, до 2020г. планируется запустить программу авиасообщения на Крымском полуострове, что позволит наладить систему доступных авиаперевозок внутри страны. В будущем ориентировочная стоимость рейсового авиационного такси на маршруте Ялта-Симферополь может составить 20-50 долл. с человека.

Читайте также  «Былина» оказалась под наблюдением

На шаг позади

Засматриваясь на опыт зарубежных стран, российские пассажиры уже давно мечтали о появлении авиатакси и на отечественном рынке. Однако несмотря на растущий спрос, подобными перевозками занимается всего несколько авиакомпаний, и всего одна — Dexter, — официально считается авиатакси, выполняя чартерные полеты между городами.

В воздушном парке первого российского авиатакси два типа самолетов, выкрашенных в веселый рыжий цвет с "шашечками" — М-101Т (вмещает 5 пассажиров) и "Pilatus" (вмещает 8 пассажиров). У компании есть фиксированный тариф (160 руб./км), при этом организация перелета в страны СНГ обойдется пассажирам в 20 тыс. руб, а международного — 30 тыс. руб. Если вопрос срочный – ценник возрастает в 1,5 раза.

При этом второе направление авиатакси – перелеты над запруженными пробками мегаполисами вроде Москвы и Санкт-Петербурга, — у нас практически не представлено. Так, вопрос создания авиатакси в Москве поднимался неоднократно, однако столица России оказалась единственной из мировых столиц, полеты над которой запрещены без специальной санкции Генштаба, ФСБ и ФСО.

"Над Москвой закрытое пространство. Московские власти и силовики должны принимать решение открывать или закрывать это пространство. Москва это отдельный случай", – рассказывает советник руководителя "Росавиации" Сергей Извольский.

Кроме того, пока в столице нет ни правил, ни законов, ни лицензий допускающих коммерческие полеты малой авиации, а также отсутствует нужное количество вертолетных площадок и аэродромов для развития данной услуги. В Москве нет системы слежения за авиаперевозками, которые будут происходить на малой высоте. И к тому же большинство экспертов считает, что такие полеты могут обернуться катастрофой в случае непредвиденной посадки или аварии.

При этом, в Санкт-Петербурге в 2010г. благодаря личной инициативе властей были проложены трассы по руслу реки, по которым теперь можно совершать полеты в воздушном пространстве города, не представляя никакой угрозы для наземного транспорта и людей.

Пожалуй, только на территории Подмосковья на сегодняшний день программа авиатакси может пользоваться популярностью и полноценно развиваться, т.к. там открытое воздушное пространство и достаточно вертолетных площадок и аэродромов.

Читайте также  Москва принимает самолеты класса «люкс»

"Сейчас мы убираем запретные зоны с ограничением для полетов (около тысячи), это поблажки для малой авиации в Подмосковье, и то было тяжело", — комментирует советник руководителя Росавиации.

Что век грядущий нам готовит

Эксперты полагают, что авиатакси – это перспективное будущее транспортной системы. Именно создавая движение в воздушном пространстве мегаполисов, можно будет решить проблемы на дорогах. Возможно, что уже в ближайшие десятилетия воздушные маршрутки в небе станут привычным транспортом, на котором можно будет добраться на работу или поехать на дачу. Но пока мировые державы развивают и поощряют этот вид авиаперевозок, в России все еще долго запрягают и не факт, что потом поедут быстро.

Для нашей страны остаются нерешенными такие насущные вопросы, как отсутствие нормативной базы для услуг авиатакси, нехватка вертолетных площадок в городе и аэродромов для самолетов в стране и т.д. Не стоит забывать и о чисто российской дороговизне полетов на авиатакси.

"Услуги авиатакси у нас дороже, чем за границей. Скорей всего из-за топлива, оно бешеных денег стоит, очень прожорливые вертолеты, большие пошлины, дорогое техническое обслуживание, лизинговые платежи, да еще нужно платить за площадку, на которой ставить технику. И в России совершенно не развита аэродромная сеть, отсюда и цены такие", — рассказывает источник близкий к авиационной отрасли.

Пока не очень понятно, за счет чего ситуация может измениться. Чиновники в нашей стране инертны и склонны к запретительству, топливо в России дешевеет только ненадолго и по команде ФАС, и авиабизнесу, как всегда, приходится расти не благодаря, а вопреки. Однако есть надежда, что растущий спрос наконец породит и адекватное ему предложение, и частные вертолеты над Москвой и другими городами России станут такими же привычными, как в Нью-Йорке.

Анастасия Жидкова

Источник: РБК

Добавить комментарий