ТОП-менеджеров заталкивают в SSJ 100

Как выяснил «Ъ», правительство попыталось обязать госкомпании закупать или арендовать для топ-менеджеров российскую авиатехнику в VIP-комплектации. Дмитрий Медведев обязал госпредставителей в советах директоров госкомпаний вынести этот вопрос на ближайшие заседания. Впрочем, данных о том, что какая-то из госкомпаний согласилась пересадить своих руководителей в SSJ 100, пока нет, и эксперты сомневаются в успехе усилий правительства по директивному насаждению российской авиатехники в госкомпаниях.

Премьер Дмитрий Медведев 17 апреля утвердил директиву госпредставителям в советах директоров крупных госкомпаний по вопросам закупок и аренды авиатехники, рассказали источники «Ъ», знакомые с ситуацией. По их словам, Белый дом потребовал, чтобы на ближайших заседаниях советов госпредставители инициировали рассмотрение вопроса приобретения или аренды воздушных судов, в том числе с салонами повышенной комфортности. Речь идет о госкомпаниях, где госпредставители в советах директоров голосуют по директивам правительства (по распоряжению N91-р от 2003 года). Госпредставители должны были голосовать за только при закупке (с 2017 года) или аренде (с 2019 года) российской авиатехники. Исключения коснулись ряда типов турбореактивных и турбовинтовых самолетов. Из списка компаний исключены «Аэрофлот», который и так закупает SSJ 100, и лизинговые ГТЛК и «ВТБ-Лизинг». В Минтрансе «Ъ» сообщили, что знают о директиве и ее «безусловно поддерживают».

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС, производитель SSJ 100) отказались от комментариев. Источник «Ъ», близкий к ситуации, считает, что директива «положительно скажется на реализации российской продукции внутри страны». Собеседник «Ъ» в отрасли добавил, что эта мера призвана «скорректировать закупки самолетов, используемых в первую очередь для перевозки первых лиц компаний».

Два SSJ 100 в смешанной VIP/пассажирской компоновке брало МЧС, один — «Рособоронэкспорт», но самолет был возвращен ГСС, так как, по данным «Ъ», компании требовались дальнемагистральные самолеты. Причем поставка последнего сопровождалась скандалом: в 2013 году Aero Management из США оспаривала в суде право на демонстрацию самолета на авиасалоне МАКС, поскольку его интерьер был якобы незаконно позаимствован.

Читайте также  Власти Республики Алтай готовы продать за 48 миллионов рублей 100% пакета акций аэропорта Горно-Алтайска.

В ГТЛК «Ъ» сообщили, что приобретают и передают в лизинг отечественные самолеты в рамках программы развития аренды SSJ 100 и локализации чешского L-410, в конце 2016 года также заключили контракт на поставку в 2017 году 29 вертолетов Ми-8 и «Ансат». Компания имеет соглашение с «Вертолетами России» о поставке до 64 вертолетов в год до 2020 года. В «Аэрофлоте» на запрос «Ъ» не ответили. В «ВТБ-Лизинге» «Ъ» сообщили, что «на текущий момент не планируют приобретать пассажирские самолеты».

В большинстве опрошенных «Ъ» госкомпаний от комментариев отказались. О директиве известно «РусГидро», но там пояснили, что не эксплуатируют авиатехнику, необходимости в ее покупке нет. По данным «Ъ», в парке Федеральной сетевой компании есть самолет Bombardier Global 5000, взятый в лизинг в 2011 году. В 2014 году компания пыталась реализовать его на рынке, но избавиться от актива так и не удалось. Как говорят источники «Ъ» в отрасли, на арендованном самолете перемещается глава «Интер РАО» Борис Ковальчук (в компании от комментариев отказались). Один из источников «Ъ» полагает, что директива не является серьезной проблемой для госкомпаний с небольшим авиапарком, поскольку «распространяется только на будущие закупки и не относится к ранее приобретенной технике». Не исключено, что директива могла бы создать сложности для «Газпрома» и «Роснефти». В парке авиакомпании «Газпрома» «Газпром авиа» представлены зарубежные модели — Boeing 737-700, бизнес-джеты Dassault Falcon, вертолет Eurocopter EC-135, а также Ty-154M, Як-40, SSJ 100 и вертолеты Ми-2, Ми-8, Ka-26, Ка-226. Источник в «Газпроме» заявил, что знает о директиве, но сейчас там не планируют закупать авиатехнику. «Роснефть» владеет самолетами DHC-6 Twin Otter, следует из данных ее закупок. С конца 2014 года «Роснефть» вместе с «Вертолетами России» и итальянской Leonardo (ранее Finmeccanica) участвует в проекте производства вертолетов AW189. Первые поставки намечены на 2018 год. В «Роснефти» отказались от комментариев.

Читайте также  Имущество аэропорта Березняки продано с молотка

Глава Infomost Борис Рыбак называет продвижение российской авиатехники «предметом особой заботы правительства», но пока эти инициативы малореализуемы по причине ее отсутствия. По его словам, та авиатехника, которая есть в наличии, производится штучно и не сможет покрыть всех потребностей госкомпаний.

Источник: Коммерсантъ

Добавить комментарий