ТАИФ выиграл в воздушном бою у «Ак Барс Холдинга»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», группа компаний «Тулпар» претендует на открытие в Казани авторизованного центра по обслуживанию самолетов мирового аэрокосмического гиганта — Bombardier Aerospace. С дистанции сошел один из главных конкурентов – «Ак Барс Аэро», но в спину дышит другой достойный соперник — новосибирский «Сибирь Техник». Все решится в течение двух-трех месяцев.

КОЗЫРИ «ТУЛПАР»

Именно вопрос создания авторизованного центра обсуждался 8 февраля в Казани на встрече премьер-министра РТ Ильдара Халикова и двух вице-президентов Bombardier Aerospace.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким, один из них, Эрик Мартел, отвечает за техническое и гарантийное обслуживание, второй, Майкл МакАду, – за международную торговлю. «Они приезжали посмотреть, соответствует ли «Тулпар» (прежде всего, «Тулпар Техник» и «Тулпар Интерьер») требованиям, предъявляемым «Бомбардье» к своим авторизованным центрам, — сообщил Хаким. — То есть, возможно, в Казани появится авторизованный центр «Бомбардье». Решение будет принято в течение двух-трех месяцев… Остались ли они довольны увиденным? Они же канадцы — никогда открыто предпочтений не высказывают. Теперь «Тулпар Техник» надо пройти аудит Европейского агентства по авиационной безопасности («Тулпар Интерьер» его уже прошел, есть положительное заключение, в течение месяца получим сертификат), который начнется в конце февраля. Если все будет нормально, где-то в конце марта получим сертификат. После этого еще раз приедут канадцы, видимо, рангом пониже, и будет принято решение».

По словам Хакима, авторизованный центр Bombardier для России и СНГ будет однозначно, только вопрос — «Где?». В финал конкурса вместе с «Тулпар» вышло новосибирское ООО «Сибирь Техник». По словам руководителя ГК «Тулпар», шансы его компании значительны: «У любого предприятия есть плюсы и минусы. Наш единственный минус – отсутствие большого опыта обслуживания западных самолетов (зато по российским машинам — опыт огромный). Минусы конкурентов – отсутствие подразделений по изготовлению и ремонту интерьеров. Это очень важно, и, соответственно, наличие интерьерного центра – козырь «Тулпар». Плюс — ангар у нас более современный, а к июню закончим строительство второго. Плюс мы не «заточены» на одну авиакомпанию: нам без разницы, какой самолет обслуживать — тулпаровский, акбарсовский, ютэйровский… Одновременно «Тулпар» проходит аудит Deutsche Bank — на соответствие требованиям западных финансовых структур. Ведь сегодня западные банки выделяют российским компаниям деньги на приобретение самолетов, только если они зарегистрированы за рубежом, и их оператор — зарубежный. Сейчас мы пытаемся доказать, что тоже можем войти в этот список. К тому же наши банки таких лизинговых схем не предлагают: в России 9 процентов за счастье, а так – 11 — 12 процентов, в лучшем случае. А на Западе можно получить долгосрочные (на 10 — 15 лет) кредиты под 4 — 8 процентов. Аудит банка закончится примерно через месяц».

Читайте также  Стюардессам на президентских бортах сменили форму

«АВИАЦИОННЫЕ» ДЕНЬГИ УТЕКАЮТ ИЗ РОССИИ

Рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) самолетов иностранного производства для России очень перспективен. Такие борта уже составляют 46% всего парка отечественных авиакомпаний (а их доля в перевозках – 83%, на современные российские самолеты приходится 6%, на старые российские и советские – 11%). А еще четыре года назад «иномарок» было всего 12%! И региональных самолетов иностранного производства, пока будет становиться все больше (советских почти не осталось, новых российских почти нет). В конце прошлого года минтранс РФ разработал правила предоставления субсидий на их закупку. Финансирование программы должно начаться в этом году.

По подсчетам Хакима, в России сегодня эксплуатируется 87 коммерческих «бомбардиров». Также следует учитывать, что в России очень популярны административные самолеты (в обиходе их называют бизнес-джетами) производства Bombardier. На долю самолетов серий Learjet, Challenger и Global приходится треть общего парка корпоративных бортов РФ и стран СНГ. Сегодня Объединенная национальная ассоциация деловой авиации оценивает парк контролируемых россиянами бизнес-джетов в 450 самолетов (в 2008 году их было чуть более 300). Согласно аналитиками Bombardier, до 2019 года в Россию и СНГ будут поставлены 650 бизнес-джетов, и парк машин такого класса в регионе достигнет 925 машин. Сегодня, по словам Хакима, в России эксплуатируется порядка 40-50 административных Bombardier.

Как отмечает глава агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, «полноценной инфраструктуры для обслуживания всех этих судов в России нет. Количество мест, где можно проводить техобслуживание, минимально». Объем рынка ТОиР на постсоветском пространстве в 2010 году составил $830 млн. — такова оценка партнера консалтинговой компании AeroStrategy. Из этой суммы на долю России приходится 61% ($500 млн.), стран Балтии — 8%, остальных постсоветских государств — 31%. При этом российские провайдеры ТОиР рынок теряют — большинство эксплуатируемых в России воздушных судов (ВС) либо обслуживается за рубежом, либо для этого привлекаются иностранные заказчики. По данным генерального директора «Сибирь Техник» Андрея Денисенко, Россия недосчитывается около $1,5 млрд. в год — столько уходит зарубежным провайдерам услуг ТОиР. «Если бы только кто-нибудь осознал, какие огромные деньги за уходят из России в Прибалтику, Турцию, Узбекистан, Германию, Финляндию, Швецию! — восклицает Хаким. — Да трудно сказать, в каких странах сегодня российские самолеты не проходят техническое обслуживание! Хотя за границей люди не умнее нас и не работоспособнее».

ТАИФ – ЭТО ЕЩЕ И АВИАЦИЯ

Словом, успевшие к дележу российского рынка получат колоссальное конкурентное преимущество.

Читайте также  Росавиация рекомендует «Ак Барс Аэро» и «Татарстан» объединиться

Год назад руководство ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» заговорило о том, что предоставление авиакомпанией «Ак Барс Аэро» (входит в структуру холдинга) услуг по обслуживанию воздушных судов мировых производителей может стать дополнительным источником дохода для республики. Заместитель генерального директора «Ак Барс Аэро» Аксан Гиниятуллин (ныне — генеральный директоро ОАО «Авиакомпания «Татарстан») рассказал тогда газете «БИЗНЕС Online», что в программе компании есть планы по созданию центра по обслуживанию самолетов иностранного производства. «Обслуживание хотелось бы обеспечить с максимальной глубиной, — пояснил Гиниятуллин. — Конечно, в первую очередь, обеспечим свой авиапарк, но примем и любую организацию, которая бы хотела обслужить свои воздушные суда по приемлемой цене… CRJ-200 — стартовая позиция. В дальнейшем, надеемся, это будет вся серия – и коммерческие лайнеры, и бизнес-джеты».

Тогда же аналогичные планы озвучила и «Тулпар». Относительно грядущей конкуренции с «Ак Барс Аэро» Хаким говорил: «Мы предлагали коллегам кооперацию, но они предпочитают идти своим путем. Я только за конкуренцию. Думаю, работы хватит всем. У «Тулпар» есть запланированные объемы, и мы не рассчитываем на самолеты авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», у нас свои заказчики, партнеры». Вчера газете «БИЗНЕС Online» вновь поинтересовалась у Хакима, что ему известно о «бомбардирских» планах «Ак Барс Аэро». «Не могу ничего говорить за конкурентов, — ответил глава «Тулпар». – Но «Ак Барс Аэро» «заточена» на другие вещи – регулярные региональные перевозки, и взяться еще и за центр ей будет очень тяжело. Если приоритет – перевозки, то техническое обслуживание будет на втором плане. Тем не менее, они прошли сертификацию того же европейского агентства, и на легкие формы для CRJ200 допуск получат».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать ситуацию генерального директора ОАО «Ак Барс Аэро» Петра Трубаева. «Отказались ли мы от планов открытия центра по обслуживанию «Бомбардье»? В перспективе посмотрим, — осторожно отметил Трубаев. — Мы сейчас на стадии получения сертификата Европейского агентства по авиационной безопасности на обслуживание наших CRJ200: форму в 500 часов заявили — так называемый А-check. Данный этап завершим, а там посмотрим. Думаю, до первой половины марта сертификат получим, это веха в нашем развитии, готовились не один год… А открытие центра «Бомбардье» – большое дело для татарстанской авиации, желаю коллегам успеха на этом поприще».

Как заверил газету «БИЗНЕС Online» Хаким, техническое обслуживание канадских самолетов «Тулпар» будет проводить «по любому» — независимо о того, станет он авторизованным центром Bombardier или нет. «Для этого у нас все готово, — рассказал он. — Приоритет будет отдаваться «Бомбардье», а еще у нас люди подготовлены на семейство «Боинг-737 Классик». Шаг за шагом начнем осваивать обслуживание всего семейства «Бомбардье» (CRJ-100, -200, -700, -900, — 1000; Challenger-300, -600, -601, -604, -605, -610, -850 — авт.) и предполагаем дойти до С-check (тяжелая форма обслуживания самолетов – авт.). Продолжим работать в полном объеме самолеты российского производства: думаю, в ближайшие пять лет Як-40 и Як-42 будут летать, во всяком случае, на Севере им, по большому счету, альтернативы нет». Хаким подчеркнул, что уже сегодня у «Тулпар» есть предварительный контракт с «ЮТэйр» на обслуживание имеющихся в парке этой авиакомпании пятнадцати Bombardier CRJ200. Плюс с «ЮТэйром» подписан контракт на интерьерное сопровождение самолетов.

Читайте также  В густом тумане

По словам Хакима, сил на все это хватит: сегодня в «Тулпар Техник» работают 200 человек, а в «Тулпар Интерьер» — 120. Финансовая подпитка идет со стороны ОАО «ТАИФ». «Через поручительство «ТАИФ» мы получили пятилетний кредит на 150 миллионов рублей. Плюс «ТАИФ» финансирует строительство ангара». В связи с этим отметим, что «ТАИФ» явно заинтересовался авиабизнесом. Если в апреле прошлого года компания стала совладельцем авиакомпании «Тулпар Эйр», то в мае того же года стало известно о том, что она купила еще и «более 20%» акций «Тулпар Техник».

ТАТАРСТАН + BOMBARDIER =…

Каковы шансы Казани заполучить авторизованный центр мирового авиагиганта? Отметим, что руководители Bombardier Aerospace – часто наведываются в республику, а недавно гостем «Ак Барс Холдинга» был посол Канады в России Джон Слоан. Сегодня в «Ак Барс Аэро» летают 8 пассажирских самолетов Bombardier CRJ200, и до конца этого полугодия компания получит еще 7. Также «барсы» эксплуатируют 4 бизнес-«бомбардира»: два Challenger 604, Challenger 605 и Challenger 850. В авиапарке «Тулпар» — два Challenger 300 и Global 5000, а скоро будет еще и Challenger 850.

Как сообщили недавно газете «БИЗНЕС Online» в московском представительстве Bombardier Aerospace, на Татарстан приходится больше всего зарегистрированных в России административных самолетов этой фирмы: «Вы в этом смысле самая передовая республика. В других регионах, где вообще есть наши административные самолеты, их не более чем по два-три. А по коммерческим лайнерам «Ак Барс Аэро» идет вслед за «ЮТэйр», у которого 15 машин… Для «Бомбардье» Татарстан представляет большой интерес, это один из наших ведущих региональных партнеров и очень надежных партнеров».

Тимур Латыпов

Источник: БИЗНЕС Online

Добавить комментарий