В жизни президента любой страны важное значение имеют его международные визиты, которые просто невозможно осуществить без достижений современной цивилизации – самолетов и вертолетов. В связи с этим журналисты беларусского издания "Телеграф" решили узнать, на чем летают первые лица Беларуси и соседних с нею государств.
1. Беларусь
В правительственный парк Беларуси входят четыре самолета – американский Boeing 737-800/BBJ2 EW-001PA, канадский Bombardier Challenger 850 EW-301PJ и российские Ту-154М EW-85815 и Як-40 EW-88187, а также вертолет Ми-8 EW-25049.
В конце 2011 года также появилась информация о намерении Александра Лукашенко приобрести самолет Boeing 767-300, который принадлежал бывшему президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову.
В ходе своих визитов по стране глава государства довольно часто летает на вертолете. "Вот, я лечу на вертолете – я больше летаю, чтобы видеть все, потому что на автомобиле видишь одно… Но это тоже важно, потому что с вертолета видишь излишние огрехи, которые нельзя мгновенно устранить, и это влияет на сознание мое и так далее. Поэтому едешь на автомобиле, летишь на вертолете – начинаешь сравнивать, делать выводы", — рассказал он.
Белорусский "борт №1", также как и президентский вертолет, окрашен в цвета государственного флага – красный и зеленый. На хвосте самолета изображен государственный герб, а возле дверей – красная надпись "Беларусь". На вертолете герб изображен над дверью.
2. Латвия
Президент Латвии Андрис Берзиньш своего самолета не имеет. Он летает вместе с обычными пассажирами на коммерческих самолетах, в основном авиакомпании АirBaltic. Так, в сентябре 2011 года из-за технических проблем был отменен рейс АirBaltic из Брюсселя в Ригу, на котором должен был лететь Андрис Берзиньш. AirBaltic договорилась со своей партнерской компанией, которая доставила президента из Брюсселя в Гамбург. Уже оттуда он вместе с другими пассажирами смог добраться до Латвии.
3. Литва
Летает на рейсовых самолетах также и президент Литвы Даля Грибаускайте. По Европе она передвигается эконом-классом, вне континента — бизнес-классом. Именно в эконом-классе Даля Грибаускайте совершила свои первые заграничные визиты в Швецию и Латвию. При этом ее полет из Вильнюса в Стокгольм обошелся в 330 долларов.
Причина этого в том, что кабинет министров посчитал личный самолет президента слишком большой роскошью для страны.
Для полетов Даля Грибаускайте пользуется услугами самолетов авиакомпании Aeroservisas. В случае, если президент приземляется в какой-либо стране лишь для того, чтобы пересесть в другой самолет, в аэропорту его обычно встречает только посол Литвы в этой стране.
Авиакомпания Aeroservisas подписала контракт на перевозку первых лиц Литвы в 2009 году, предложив более низкие цен, чем FlyLAL Charters, принадлежащая Avia Solutions Group, предлагает для полетов высших лиц страны небольшой самолет бизнес-класса Hawker 850/900XP. При этом директор Aeroservisas Бен Лауринайтис сообщил, что самолет не покупался специально для президентских нужд. "Это новый продукт, который Aeroservisas предложила своим клиентам", — отметил он в 2009 году.
4. Польша
В Польше местные власти решили отказаться от собственного авиапарка, который был расформирован 31 декабря 2011 года. С этого момента все высшие госчиновники Польши летают самолетами авиакомпании LOT. За ними зарезервированы два самолета бразильского производства Embraer 175 LR. Кроме того, к услугам польского правительства представлены вертолеты Ми-8 и PZL W-3 Sokół, дислоцированные на 1-й Базе транспортной авиации под Варшавой.
Напомним, что 10 апреля 2010 года под Смоленском разбился самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, — 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, и восемь членов экипажа.
5. Россия
Полеты высших лиц России (президента, председателей правительства, Совета Федерации, Госдумы, Конституционного суда, генпрокурора, главы администрации президента и министра иностранных дел) обеспечивает специальный летный отряд "Россия".
Основу авиапарка составляют Ил-62, Ту-134, Ту-154. Но он постоянно обновляется. В январе 2011 года Дмитрий Медведев летал на самолете Ил-96-300ПУ RA-96016, выпущенном в 2003 году по заказу Владимира Путина. Резервным бортом был самолет RA-96012, произведенный в 1996 году для Бориса Ельцина. Кроме того, в спецотряде насчитывалось шесть среднемагистральных самолетов Ту-214ПУ и четыре дальнемагистральных Ил-96-300ПУ(М).
Для замены приобретенных своими предшественниками "бортов № 1" Дмитрий Медведев заказал два самолета Ил-96-300ПУ, а также два самолета Ан-148 для сопровождающих лиц. Также были куплены два самолета Dassault Falcon 7x. Кроме того, в 2011 году для спецотряд "Россия" были заказаны два самолета Airbus 319 и два вертолета AW139. По состоянию на 2011 год в парке Дмитрия Медведева были следующие самолеты: Dassault Falcon 7x (2), Ил-18 (2), Ил-62 М(7), Ил-96-300 (2), Ил-96-300 ПУ (2), Ту-134 (10), Ту-154 М (9), Ту-214 (3), Ту-214 ПУ (2), Ту-214 ПУ СР (2), Як-40 (6), а также 14 вертолетов Ми-8.
В январе 2012 года стало известно о заказе еще трех самолетов Ту-214СР. Кроме того, президентский авиапарк может пополниться самолетом "Сухой Суперджет-100"
6. Украина
В Украине для полетов президента используется российский самолет Ил-62, премьер-министра – также российский Ту-134. При этом для полетов на более короткие расстояния первые лица Украины пользуются самолетом Як-40 и вертолетом Ми-8.
Есть в распоряжении Виктора Януковича и самолет Airbus А-319-115-XCJ, приобретенный еще в октябре 2007 года во времена Виктора Ющенко. Два года самолет проходил дооборудование салона в США и в июле 2010 года стал использоваться украинским президентом. 17 февраля 2012 года Администрация президента Украины обнародовала информацию о самолете и фотографии его салона.
Источник: Телеграф