Миллиарды – в воздух

Авиационные перелеты по регионам Сибири скоро станут комфортными, надежными и легкими, причем, как для пассажиров, так и для пилотов. Такой вывод напрашивается при наблюдении за темпами реконструкции сибирских аэропортов. По оценкам экспертов, повышенное внимание чиновников и бизнес-сообщества к этому сегменту неслучайно.

По существующим прогнозам, мировой рынок грузовых авиаперевозок в ближайшие 20 лет вырастет в три раза, а к 2015 году достигнет объема более $105 млрд. Увеличивается и пассажиропоток: по последним данным у различных аэропортов Сибири его прирост составляет в среднем от 11 до 25% за год. Чтобы не отстать, российские компании просто вынуждены усиливать свои позиции на мировой арене.

Например, компания “Новапорт” (дочерняя компания AEON Corporation, которая специализируется на управлении пакетами акций аэропортовых компаний и компаний, работающих в бизнесе, связанном с аэропортами, реализации комплексных инвестиционных проектов развития аэропортов — ИФ), управляющая пакетами акций пяти региональных российских аэропортов, в том числе трех сибирских, планирует инвестировать в аэропортовую инфраструктуру и развитие прилегающих территорий порядка $1 млрд.

По словам гендиректора компании Александра Васильченко, рассчитанная на пятилетку программа развития аэропортов предполагает, что 30-40% средств будут собственные, 60-70% — заемные. Гендиректор «Новапорта» рассчитывает, что, консолидировав пакеты акций еще 2-3 региональных аэропортов Сибири в 2008-2009 году, компания вступит в стадию еще более активного инвестирования и развития.

На этот раз не отстает от частного бизнеса и государство. В этом году из госбюджета выделяется более 2 млрд. рублей на модернизацию аэропортов и аэродромов, расположенных на территории Сибирского федерального округа (СФО). “По сравнению с 2004 годом, когда в ремонт и реконструкцию всех российских аэропортов было вложено всего около 1 млрд. рублей, сейчас темпы финансирования этой отрасли очень высоки. Только в 2007 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 20 млрд. рублей”, — сообщил «Интерфаксу» руководитель Сибирского окружного территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Лабутин.

Итак, какие же тенденции развития уже наметились в сибирской авиации?

Большую часть средств (порядка $600 млн.) компания “Новапорт” намерена направить на развитие новосибирского аэропорта “Толмачево”. В частности, порядка $200 млн. будет потрачено на строительство аэровокзала. На территории аэропорта построят две гостиницы, грузовой терминал пропускной способностью 300 тонн в сутки, запланировано строительство пассажирского терминала с пропуском до 5,5 млн. пассажиров в год, развитие прилегающей транспортной инфраструктуры. В этом году также планируется закончить строительство второй взлетно-посадочной полосы и реконструкцию первой взлетно-посадочной полосы.

Читайте также  Взлет невозможен

Примечательно, что для увеличения инвестиций собственник «Толмачево» даже снизил размер выплаченных дивидендов… По решению акционеров, на инвестиционные цели из чистой прибыли акционерного общества планируется использовать 101,7 млн. рублей, в том числе на реконструкцию терминала международных авиалиний – 90,7 млн. рублей, на реконструкцию привокзальной площади – 6,9 млн. рублей, на освещение подъездной дороги — 4 млн. рублей.

В Чите эта же компания (владеет 100% акций местного аэропорта – ИФ) запланировала строительство грузового терминала на 6,5 тыс. кв. метров, ремонт зданий, реконструкцию привокзальной площади и приобретение телескопических трапов. Кроме инвестиций этой компании, ОАО “АэроЧита” уже вложило несколько млн. рублей из собственных средств в ремонт здания аэровокзала, в оборудование для повышения авиационной безопасности. В 2008 году акционерное общество планирует затратить еще 8 млн. рублей на оборудование зоны обслуживания бизнес-класса.

Алтайский край – первый регион России, презентовавший свою ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» — получит 3,4 млрд. рублей из федерального бюджета на реконструкцию аэропортовых комплексов Бийска и Барнаула. Финансирование проектов будет идти в рамках федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)”.

На реконструкцию взлетно-посадочной полосы и водосточно-дренажной системы, замену светосигнального оборудования аэропорта “Бийск” будет направлено 1,2 млрд. рублей. На реконструкцию Барнаульского аэропорта (разработку проектно-сметной документации, замену светосигнального оборудования и ограждения аэродрома, реконструкцию взлетно-посадочной полосы) будет выделено 2,3 млрд. рублей. С учетом софинансирования из внебюджетных источников общая стоимость проектов составит более 5 млрд. рублей.

После переоснащения бийского аэропорта, строительства международного сектора и гостиницы ему предполагается придать статус международного. Пока Бийский аэропорт имеет региональное значение и предназначен только для внутренних авиаперевозок. Взлетная полоса способна принимать самолеты только 3-4-го классов (Ан-24, Ан-26, Як-40), а его пропускная способность составляет лишь 5 тыс. человек в год. Барнаульский аэропорт статус международного имеет давно и принимает все типы воздушных судов, однако, он расположен в 250 км от ОЭЗ “Бирюзовая Катунь” (Бийский аэропорт находится в два раза ближе к ОЭЗ – ИФ).

Читайте также  Крушение вертолета ударило по заправке

Реконструкция ожидает также аэропорт Горно-Алтайска (Республика Алтай). Московский “Главторг” (владеет 100% акций – ИФ) вложит в это $50 млн. Компания планирует направить средства на ремонт аэровокзала, гостиничного комплекса, сопутствующих сооружений. Предполагается, что на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования будут выделены федеральные средства в размере 1 млрд рублей. Согласно проекту, в результате реконструкции взлетно-посадочная полоса будет удлинена до 2,3 км (сейчас она составляет 1,3 км — ИФ), и аэропорт сможет принимать самолеты большой авиации. Завершить работы планируется во втором квартале 2010 года. Ожидается, что ежегодный пассажиропоток аэропорта составит 150 тыс. человек. Это самый близкий к будущим алтайским особым экономическим зонам аэропорт: он расположен в 10 км от ОЭЗ “Алтайская долина” и в 29 км от ОЭЗ “Бирюзовой Катуни”.

Печально известный аэропорт Иркутска не намерен попасть в список аутсайдеров. Он также рассчитывает получить средства на реконструкцию из федерального бюджета. В 2009 году здесь запланировали провести реконструкцию ВПП. В стоимость проекта (950 млн. рублей) включена стоимость реконструкции рулежных дорожек — 500 млн. рублей. Во время реконструкции около 4 месяцев аэропорт не будет принимать воздушные суда. Поэтому сейчас руководство аэропорта ведет переговоры с руководством Иркутского авиазавода о возможности использования взлетно-посадочной полосы этого предприятия. Пока точные сроки начала работ не известны. Но уже в этом году в Иркутске завершатся работы по удлинению взлетно-посадочной полосы стоимостью 292,9 млн. рублей. В ходе реконструкции ВПП будет удлинена на 400 метров в сторону озера Байкал. В настоящее время длина ВПП аэропорта — 3,165 тыс. метров. Модернизация полосы позволит аэропорту принимать воздушные суда без ограничения взлетной массы. Помимо этого, второй год в Иркутске продолжается реконструкция аэровокзала внутренних авиалиний: фасадные части терминала уже вынесены в сторону перрона и привокзальной площади, смонтированы новые фасадные системы, возведен четырехэтажный комплекс.

Помимо реконструкции существующего, уже в этом году в Иркутске начнется проектирование нового международного грузопассажирского аэропорта за чертой города — в поселке Поздняково, который находится в 24 км. Новый аэропорт будет построен по современным технологиям, с двумя взлетно-посадочными полосами. Схема генерального плана предусматривает строительство аэродрома класса “А” с пассажирским и грузовым перронами, объектов системы посадки и радионавигации, служебно-технической территории, аэровокзального комплекса, подъездных автодорог. Предварительная стоимость строительства аэропорта составит 23,1 млрд. рублей. Для строительства аэродромной инфраструктуры (в том числе ВПП, рулежных дорожек и др.) потребуется порядка 15 млрд рублей — эту часть возьмет на себя государство, и столько же средств нужно для строительства аэропортовых объектов. Ввести аэропорт в эксплуатацию в полном объеме планируется через 6 лет.

Читайте также  Покупателей нет

Не обделена вложениями в авиацию и Томская область. В ближайшие пять лет “Новапорт” планирует инвестировать в строительство инфраструктуры аэропорта в Томске 2,6 млрд. рублей. Развитие томского аэропорта с учетом прогнозируемой транспортной нагрузки разделено на три этапа. В первую очередь (2008-2009 годы) включены реконструкция ВПП, рулежных дорожек, расширение здания аэровокзала, где появятся площади для обслуживания международных перевозок, также будет построено 7-этажное здание, где расположатся службы навигации, офисы и гостиница. Вторая очередь (2010-2011 годы) предусматривает строительство нового грузового и пассажирского терминалов. Пассажирский терминал площадью 11 тыс. кв. метров сможет обслуживать 600 пассажиров в час. Кроме того, на территории аэропорта планируется возвести ангар для бизнес-авиации. Третья очередь предусматривает строительство новой ВПП протяженностью 3,2 километра, которая позволит принимать и обслуживать воздушные суда любого класса. По “консервативному” прогнозу, который озвучивает гендиректор компании, к 2015 году пассажирооборот аэропорта “Томск” увеличится в 2,5 раза и превысит 650 тыс. человек в год.

Стоит подчеркнуть, что реконструкция этих ключевых аэропортов – лишь начало, ведь на территории СФО расположено 79 аэропортов и аэродромов гражданской авиации. Но вложения в авиацию того стоят: они повышают инвестиционную привлекательность регионов, приводят в активное движение другие рынки. Ведь, согласитесь, в хорошие аэропорты и на хороших самолетах так приятно летать…

Обозреватель Любовь Третьякова

Источник: Интерфакс

Добавить комментарий