Казанцы смогут сесть за штурвал vip-самолета Шаймиева

Недалеко от Казани — в Куркачах, где находится аэродром Центрального аэроклуба РТ, — создается первый в республике музей авиационной техники под открытым небом. Уже есть два экспоната — самолет "Як-40", который находится еще в летном состоянии, и отлетавший свое "Л-410". Инициатор создания музея — авиационное сообщество Казани.

Первым в музее появился "Як-40", выпущенный Смоленским авиационным заводом в 1972 году. Его перегнала в Куркачи авиакомпания "Тулпар Эйр". "Машина до сих пор в исправном состоянии и может летать еще не один год, — говорит председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким. — Мы отказались от ее эксплуатации по той простой причине, что она не экономична: потребляет слишком много керосина. В металлолом жаль было отправлять. Ну разрежут ее на куски, как порезали старые "Ту-124". В результате в истории авиации от этих "тушек" не осталось и следа, а ведь в свое время это были хорошие машины".

У ставшего музейным экспонатом "Як-40" с vip-салоном на 14 мест своя история. На этом самолете несколько лет летал последний президент социалистической Чехославакии Густав Гусак, а когда машину в Чехии приобрел "Тулпар" — первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Теперь в Куркачах можно посидеть за штурвалом и оценить технические возможности, комфортность салона "Як-40", возившего первых лиц бывшего братского государства и нашей республики.

А на днях генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев передал музею списанный "L-410". "Эти самолеты, рассчитанные для перевозки всего лишь девятнадцати пассажиров, делали в Чехословакии. У нас они уже штучный товар. Мало их осталось на местных авиалиниях России. Об "L-410" я могу сказать только хорошее. Это надежная машина! Но у нее, как и у любой техники, есть срок эксплуатации", — говорит Закаржаев. Он решил передать музею еще "Ми-8" и выставить в качестве экспоната собственный "Як-12", выпущенный более пятидесяти лет назад. Но списывать этот маленький самолет пока не собирается. На нем можно летать, дескать, еще лет пятьдесят.

Читайте также  ИФК заключила контракт с ОАК на покупку 34 самолетов Ан-148 и опцион еще на 30 машин

О самолетах, которые делали на советских заводах, организаторы музея говорят с восторгом. "В Казани выпускали отличные "тушки". Отечественная гражданская авиационная техника сыграла большую роль в истории Казанского авиаотряда. Очень жаль, что сейчас на наших предприятиях практически ничего не производится, — вздыхает Магомед Закаржаев. — Так пусть люди хоть в музее посмотрят, на что были способны наши авиастроители".

Кому первому пришла идея создать музей под открытым небом, в авиационном сообществе Казани уже и не припомнят. Идея, мол, витала в воздухе давно. О том, что надо бы найти ставшие уже раритетами самолеты и вертолеты, поговаривали руководитель Управления Росавианадзора по РТ Шавкат Умаров, который долгие годы работал пилотом, директора авиакомпаний и бывшие авиастроители. "Мы намерены пополнить музей "Ан-2", "Ми-2", "Ту-154", "Ил-62", военными самолетами и продукцией, которая выпускалась в КМПО, — мечтает Азат Хаким. — Экспонатами музея могут стать также макеты и фотографии самолетов, вертолетов, двигателей, которые выпускались на отечественных предприятиях, документы об их истории".
Пока два музейных самолета будут под присмотром самих авиаторов. А вот когда найдутся энтузиасты, которые бы продолжили начатое дело, а также средства на содержание музея, то будет создана дирекция. У музея должны быть экскурсоводы, служба охраны и, конечно, помещение, где можно выставить макеты, фотографии, документы об истории отечественных предприятий. В авиационном сообществе рассчитывают, что казанские авиазаводы тоже не останутся в стороне. "Наша авиационная республика заслуживает, чтобы у нее был такой музей. Но его создание требует долгого труда, — говорит Магомед Закаржаев. — И двух-трех лет будет недостаточно для организационной работы. Мне очень понравился музей авиационной техники в Белграде, в котором собраны редкие экспонаты. Хочется, чтобы и наш музей был не хуже".

Читайте также  "Газпромавиа" проводит тендер на поставку оборудования для аэропорта "Остафьево"

Что касается платы за посещение музея, то она должна быть чисто символической, считают его создатели.

Источник: "Вечерняя Казань"

Добавить комментарий