Недалеко от Казани — в Куркачах, где находится аэродром Центрального аэроклуба РТ, — создается первый в республике музей авиационной техники под открытым небом. Уже есть два экспоната — самолет "Як-40", который находится еще в летном состоянии, и отлетавший свое "Л-410". Инициатор создания музея — авиационное сообщество Казани.
Первым в музее появился "Як-40", выпущенный Смоленским авиационным заводом в 1972 году. Его перегнала в Куркачи авиакомпания "Тулпар Эйр". "Машина до сих пор в исправном состоянии и может летать еще не один год, — говорит председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким. — Мы отказались от ее эксплуатации по той простой причине, что она не экономична: потребляет слишком много керосина. В металлолом жаль было отправлять. Ну разрежут ее на куски, как порезали старые "Ту-124". В результате в истории авиации от этих "тушек" не осталось и следа, а ведь в свое время это были хорошие машины".
У ставшего музейным экспонатом "Як-40" с vip-салоном на 14 мест своя история. На этом самолете несколько лет летал последний президент социалистической Чехославакии Густав Гусак, а когда машину в Чехии приобрел "Тулпар" — первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Теперь в Куркачах можно посидеть за штурвалом и оценить технические возможности, комфортность салона "Як-40", возившего первых лиц бывшего братского государства и нашей республики.
А на днях генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев передал музею списанный "L-410". "Эти самолеты, рассчитанные для перевозки всего лишь девятнадцати пассажиров, делали в Чехословакии. У нас они уже штучный товар. Мало их осталось на местных авиалиниях России. Об "L-410" я могу сказать только хорошее. Это надежная машина! Но у нее, как и у любой техники, есть срок эксплуатации", — говорит Закаржаев. Он решил передать музею еще "Ми-8" и выставить в качестве экспоната собственный "Як-12", выпущенный более пятидесяти лет назад. Но списывать этот маленький самолет пока не собирается. На нем можно летать, дескать, еще лет пятьдесят.
О самолетах, которые делали на советских заводах, организаторы музея говорят с восторгом. "В Казани выпускали отличные "тушки". Отечественная гражданская авиационная техника сыграла большую роль в истории Казанского авиаотряда. Очень жаль, что сейчас на наших предприятиях практически ничего не производится, — вздыхает Магомед Закаржаев. — Так пусть люди хоть в музее посмотрят, на что были способны наши авиастроители".
Кому первому пришла идея создать музей под открытым небом, в авиационном сообществе Казани уже и не припомнят. Идея, мол, витала в воздухе давно. О том, что надо бы найти ставшие уже раритетами самолеты и вертолеты, поговаривали руководитель Управления Росавианадзора по РТ Шавкат Умаров, который долгие годы работал пилотом, директора авиакомпаний и бывшие авиастроители. "Мы намерены пополнить музей "Ан-2", "Ми-2", "Ту-154", "Ил-62", военными самолетами и продукцией, которая выпускалась в КМПО, — мечтает Азат Хаким. — Экспонатами музея могут стать также макеты и фотографии самолетов, вертолетов, двигателей, которые выпускались на отечественных предприятиях, документы об их истории".
Пока два музейных самолета будут под присмотром самих авиаторов. А вот когда найдутся энтузиасты, которые бы продолжили начатое дело, а также средства на содержание музея, то будет создана дирекция. У музея должны быть экскурсоводы, служба охраны и, конечно, помещение, где можно выставить макеты, фотографии, документы об истории отечественных предприятий. В авиационном сообществе рассчитывают, что казанские авиазаводы тоже не останутся в стороне. "Наша авиационная республика заслуживает, чтобы у нее был такой музей. Но его создание требует долгого труда, — говорит Магомед Закаржаев. — И двух-трех лет будет недостаточно для организационной работы. Мне очень понравился музей авиационной техники в Белграде, в котором собраны редкие экспонаты. Хочется, чтобы и наш музей был не хуже".
Что касается платы за посещение музея, то она должна быть чисто символической, считают его создатели.
Источник: "Вечерняя Казань"