Деловой подход

В современном мире фраза «время – деньги» — не просто красивые слова. И если деловые встречи проходят с разницей в несколько часов в разных городах мира, то без помощи бизнес-авиации обойтись просто не возможно. Летом же спрос на эти услуги становится еще выше.

Одним из крупнейших мировых центров деловой авиации является Внуково-3. О том, как работает и развивается предприятие, рассказал коммерческий директор хэндлинговой компании «ВИППОРТ» Владимир Чернов.

— Что собой представляет Внуково-3 на сегодняшний день?

— Это бренд, который объединяет несколько компаний, и представляет собой полноценный комплекс по обслуживанию бизнес-авиации, частных бортов и некоторых чартерных рейсов. Внуково-3 оперирует двумя терминалами. Один – для внутренних перевозок, второй – для международных. На данный момент Внуково-3 единственный комплекс с двумя отдельно расположенными терминалами. Сейчас мы перевозим от 100 до 120 тысяч пассажиров в год. Из них процентов 60-70 вылетают за рубеж.

— Когда были построены терминалы Внуково-3?

— Терминал внутренних перевозок был построен в 2000 году, и изначально он обслуживал и внутренние, и международные рейсы. Здесь в час можно обслужить 40 пассажиров. Так как пассажиропоток и количество рейсов были изначально небольшими, задачи строить сразу два терминала не стояло. Это общемировая практика – построить один небольшой терминал и только после развития бизнеса оценивать необходимость строительства еще одного. Когда с 2004-2005 годов трафик стал существенно расти, было принято решение о строительстве отдельного центра. В итоге в ноябре 2006 появился международный терминал площадью 7 000 квадратных метров, который может обслуживать 120 пассажиров по прилету/вылету в час. На наш взгляд, для пассажиров разделение потоков на внутренние и международные рейсы удобно.

— Какая еще инфраструктура есть у Внуково-3 помимо двух терминалов?

— Перрон на 75 стояночных мест. Четырнадцать ангаров, которые в зависимости от типов и размеров воздушных судов могут вмещать 55-60 бортов. Есть собственная служба спецтранспорта со следующей спецтехникой: шесть тягачей, четыре топливозаправщика, которые обслуживают только Внуково-3, четыре автомашины для противообледенительной обработки, автомашины для обслуживания туалетных систем самолетов, несколько наземных источников питания, три хранилища для противообледенительной жидкости, необходимость наличия которых показал опыт декабря прошлого года, и многие другие виды техники. Всего, если считать вместе с автобусами для перевозки пассажиров и машинами для перевозки супервайзеров ВИППОРТА и экипажей, у нас порядка 80 машин.

— Каким образом происходит заказ на перелет?

— Мы работаем исключительно с авиакомпаниями. С нами работает более тысячи операторов самолетов бизнес-авиации. Человек, которому необходимо совершить перелет, обращается в авиакомпанию. Там ему предлагают варианты по типу самолета, цене и другим параметрам, после чего авиакомпания подает заявку нам. Причем обязательно в письменном виде — по факсу, электронной почте, SITA или АФТН. Заявки сортируются в производственно-диспетчерской службе нашей компании в зависимости от указанной в них даты предполагаемого вылета.

Весь трафик Внуково-3 по сути можно разделить на четыре части. Первая – частные борты. Вторая – борты международных авиакомпаний, которые оперируют флотом исключительно в коммерческих целях. В случае наличия необходимого клиенту самолета и согласования цены и даты они организуют рейсы, которые ничем не отличаются от чартеров. Третий блок – корпоративные перевозчики, созданные в интересах той или иной корпорации. У нас, например, таким оператором является Газпромавиа. Они выполняют не только регулярные рейсы, но и чартеры в интересах самой компании Газпром. Для этого во Внуково-3 обслуживается их корпоративный флот. Четвертая группа – это правительственные рейсы, которые не имеют статуса официальных и не выполняются через Внуково-2.

Читайте также  Киргизия объявила тендер на реконструкцию аэропорта "Иссык-Куль"

— Насколько заранее авиакомпании должны подавать заявку?

— Так как основное в бизнес-авиации – это экономия времени, то большинство заявок приходит за 4-5 дней или даже день в день. В идеале заявка должна приходить хотя бы за 24 часа, и мы это условие проговариваем с клиентами. Но на практике заявки приходят иногда и позднее. В этом случае мы обещаем сделать все от нас зависящее, чтобы обслужить клиента, но не можем гарантировать обслуживание ровно в то время, на которое заказан рейс. Это связано с тем, что аэропорт Внуково – слотируемый. Слот — это время, выделенное в аэропорту рейсу, для выполнения самолетом операции прибытия или отправления в определенную дату или период. И если вы подали заявку в 9 часов утра, а вылет нужен вечером в 11 часов, то может просто не быть слотов на вылет. Есть и ряд других особенностей, связанных с получением разрешения на полет. Хотя в нашей практике существуют примеры, когда мы обслуживаем рейсы и при подаче заявки за 3-4 часа до вылета.

— Обслуживание пассажиров проводится также оперативно?

— Одна из наших задач — минимизировать время нахождения пассажиров в терминалах. В идеале группу из четырех человек можно оформить буквально за 10 минут.

— Какие типы воздушных судов вы обслуживаете?

— Любые самолеты бизнес-авиации без исключения. Что касается «переделок» из регулярной авиации под корпоративные или частные нужды, то сегодня мы обслуживаем все типы самолетов до Боинга 767-300. Основу обслуживаемых типов составляют модели Gulfstream, Bombardier, Hawker, Falcon, Cessna, Embraer, Ту-154, Як-40, Як-42 и другие.

— И какова карта полетов?

— В бизнес-авиации такого понятия нет. Наши клиенты летают везде, где есть посадочная полоса. Сегодня, к примеру, у нас около 130 операций. Мюнхен, Берлин, Баден-Баден, Таллинн, Хельсинки, Лондон, Каунас, Лос-Анджелес, Париж – это только несколько сегодняшних направлений.

— Сейчас во всем мире уделяется особое внимание компьютеризации всех процессов. Как с этим обстоят дела во Внуково-3?

— Сейчас разработана и продолжает совершенствоваться система, которая позволит нашим клиентам в оперативном режиме удаленно видеть всю технологическую карту отдельно взятой авиакомпании в части обслуживания их борта. Проще говоря, оператор производственно-диспетчерской службы авиакомпании подключается к нашему системному продукту удаленно и видит все, что происходит с их самолетом. Начиная от времени прибытия экипажа, поэтапного обслуживания самолета на перроне, и заканчивая взлетом. Также мы работаем над тем, чтобы в течение дня у оператора были данные по количественным показателям обработки противообледенительной жидкостью, что особенно важно при чартерных рейсах, поскольку счет за эту услугу аэропорт выставляет по факту.

Читайте также  Казанское авиапредприятие борется за VIP-клиентов

В данный момент наша IT-служба работает над расширением спектра отображаемой информации в рамках этой программы. Она существует уже полгода и сейчас тестируется на ряде авиакомпаний, по замечаниям которых мы ее дорабатываем. Это не бесплатная услуга, и пользуются ею те авиакомпании, которые понимают, насколько данная программа позволяет оптимизировать работу. Также сейчас развивается система смс-уведомлений операторов авиакомпаний о ходе обслуживания самолета.

— Какие еще услуги оказывает Внуково-3?

— По сути, мы оказываем те же услуги, что и аэропорт Внуково-1. Специфика заключается в том, что наша деятельность более персонифицирована, а основная ставка делается на оперативность. При этом мы имеем собственную инфраструктуру и технику: начиная с машин сопровождения, которые направляют воздушные суда на парковочные места, на стоянку, заканчивая всем, что связано с обслуживанием самолета и пассажиров. Исключение составляет только использование взлетно-посадочной полосы Внуково-1.

Из неавиационных услуг — обеспечение визами, трансфер, перевозка экипажа, обеспечение питанием. Это имеет отношение к обслуживанию пассажиров, но это не чисто авиационный бизнес, поскольку питание, к примеру, идет не только из ресторанов Внуково, но и из базы, в которой у нас сейчас насчитывается порядка сотни предприятий. Опять же в 90 процентах случаев в заявках указывается, какая гостиница и в каком районе нужна.

— Техническое обслуживание самолетов тоже осуществляете?

— Да, у нас есть партнерское соглашение с компанией Jet Aviation, которая осуществляет ряд технических работ в соответствии с имеющимися у них лицензиями и допусками. Это не все типы воздушных судов и работ, но значительное их количество. В бизнес-авиации есть такое понятие, как обслуживание самолетов в отдельно взятом аэропорту с возможностью оказания максимально широкого спектра услуг. В технической части по ремонту мы уступаем некоторым европейским аэропортам, потому что серьезные формы ремонта, когда необходимо «разобрать» самолет, пока не делаем. Но мы к этому стремимся, и перспективы развития в этом направлении есть.

— То есть вы можете выполнить любую заявку?

— В рамках разумного. Иногда заказывают трансфер для пассажиров, но это тоже редкость. Специфика наших пассажиров в том, что их, как правило, кто-то встречает или провожает. А к самолету доставляют на минивэнах. Хотя обычно мы ставим самолет максимально близко к терминалу, чтобы нашим гостям нужно было максимум десять шагов сделать.

А вообще, в наших интересах, чтобы авиакомпания подала заявку с максимальным перечнем необходимых ей услуг и, по возможности, делегировала нам решение всех вопросов. При этом плюсы для компании несомненны: нет необходимости содержать сумасшедший штат, который мог бы решать различные локальные вопросы, и это весьма упрощает работу при существующих условиях. Особенно, если речь идет об иностранцах.

— У вас есть перспективы увеличения пассажиропотока и количества рейсов?

Читайте также  Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана предлагает создать регионального авиаперевозчика

— Глобальная проблема для Внуково в целом и для Внуково-3 в частности – это архаичная система организации воздушного движения, из-за чего зависит пропускная способность ВВП по прилетам/вылетам. То, как это организовано сейчас, вызывает массу негативных реакций со стороны наших клиентов. Если взять любой современный аэропортовый комплекс в мире, именно благодаря грамотной организации движения, выполняется 50-60 взлетно/посадочных операций на полосу в час. Мы с удовольствием наращивали бы свой трафик, но есть ограничения. Особенно с развитием аэропорта Внуково-1 и строительством нового пассажирского терминала А, который постепенно заполняется. У нас уже сейчас существуют конфликты по слотированию, которые мы пытаемся совместно решать. Но сегодня обслужить одновременно 400 вылетов Внуково-1 по центральному расписанию и 200 наших невозможно в силу именно ограниченности слотов. Мы работаем над этим, но есть куда двигаться дальше для развития этой темы.

— Деловая авиация – это прибыльный бизнес?

— Если сравнивать с любым сырьевым бизнесом, то, безусловно, нет. А если сравнивать с инфраструктурными проектами… Сложно сказать. В отличие от обычного терминала по обслуживанию регулярных и чартерных рейсов доля неавиационных доходов у нас значительно ниже. Поскольку, как я уже сказал, набор неавиационных услуг у нас ограничен, и мы работаем как агенты. Если бы у нас была собственная гостиница, собственный брендовый ресторан… Хотя и это бы не решило вопроса, поскольку каждый клиент выбирает, что ему нравится. Работаем мы на агентском вознаграждении и эта сумма не может быть сопоставима с затратами на обслуживание самолетов. Так что глубокое заблуждение считать, что он сверхдоходный. У нас только штат около тысячи человек.

— А с точки зрения ценовой политики для пассажиров вы конкурентоспособны?

— Таким масштабом, таким количеством рейсов, спецтехники, стоянок, ангаров и так далее как у нас, я думаю, в лучшем случае могут похвастать еще только два-три аэропорта во всей Европе. Количество денег, которое потрачено на инфраструктуру Внуково-3, безусловно, несопоставимо с теми инвестициями, которые были привлечены в аналогичные проекты в Шереметьево и Домодедово. Причем, если Внуково-3, не считая взлетно-посадочной полосы, на сегодняшний момент — полностью самостоятельный мини-аэропорт, с собственным штатом, отдельными службами, спецтехникой, то большинство других аэропортов не располагает отдельными терминалами и, в лучшем случае, имеет один ангар и крайне ограниченное количество спецтехники. Поэтому сравнивать цены невозможно. Да, у нас тарифы выше, но они обусловлены объективными причинами. По-моему тот факт, что Внуково-3 генерирует до 70 процентов всего бизнес-трафика по Московскому авиационному узлу – неплохое подтверждение качества и разнообразия оказываемых нами услуг.

Подготовила Ольга Масюкевич, пресс-служба аэропорта Внуково

Добавить комментарий